«Бриллиант в короне Казахстана» из победы и восхождения на Олимп нефтегазовых стран превратился в самое большое разочарование. Orda.kz собрала историю неудач и ошибок в управлении Кашаганским проектом
Редакция регулярно пишет о трёх месторождениях, работающих в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) и договора о разделе продукции (ДРП). Особенностью этих контрактов является разделение нефти на Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё и Profit oil – прибыльное нефтегазовое сырьё. В первом случае деньги от продажи углеводородов полностью забирают международные консорциумы за все свои инвестиции и траты при освоении месторождения. А во втором – средства от реализации делятся между всеми участниками и Казахстаном. В случае с Кашаганом речь идёт всего лишь о 2% после добычи нефти. Таких контрактов у страны три: Кашаган, Дунга и Карачаганак.
В северной части Каспийского моря 30 июня 2000 года открыли одно из самых крупных за 40 лет месторождений – Кашаган. Запасы нефти на нём оценили в 4,5 млрд тонн. Со стороны международных гигантов выступают SHELL, ENI, ExxonMobil, Total, CNPC, Inpex и «КазМунайГаз». Нацкомпания получила 16,88% в качестве компенсации из-за смещения сроков выхода на коммерческий уровень. Оператор нефтяного консорциума – North Caspian Operating Company (NCOC).
А вот защитниками интересов Казахстана в проектах выступают министерство энергетики и полномочный орган – ТОО «PSA». Именно эти две организации подали в арбитражные суды на международных нефтяных гигантов.
Общий ущерб по Кашагану и Карачаганаку Казахстан оценил в 16,5 млрд долларов
Читайте также
Интересные факты: история падения
Месторождение Кашаган должно было стать «бриллиантом в короне Казахстана», а стало разочарованием. Правительство и народ возлагали надежды, но коммерческую добычу нефти на проекте начали только через 16 лет после обнаружения.
Попытки коммерческой добычи:
- Первой датой коммерческой добычи определили 2008 год, но что-то пошло не так. Срок сместили.
- Сентябрь 2013 года: через две недели после запуска выявили утечки сероводорода в трубопроводах с острова «Д».
- Октябрь 2013 года: растрескивание газопровода от воздействия сероводорода.
- Февраль 2014 года: обещали заменить нефте- и газопроводы, но проект опять заморозили.
- Сентябрь 2016 года: консорциум за свой счёт экономно и тщательно проводил ремонтные работы. Наконец-то нефть потекла с месторождения Кашаган.
Примечательно, что основные работы по Фазе-1 на месторождении до 2013 года проводил коммерческий бренд итальянской группы Eni – Agip. После их заменил SHELL.
Проблемы также были и с установкой комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ) «Болашак». На Карабатане для эксплуатации одного из крупнейших и дорогостоящих энергетических проектов в мире в июле 2013 года построили комплекс. По дну Каспия проложили трубопровод, по которому на завод поступают нефтепродукты, где их перерабатывают, разделяя на нефть, серу и газ.
На открытие из Туманного Альбиона прилетел премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Секретом для широкой общественности осталось, что завод был не готов к этому времени, несмотря на вложенные инвестиции. То есть если бы даже не было утечки сероводорода, «Болашак» долго бы не продержался.