Найти тему

Ее лицо у ангела на Александровской колонне: поэтесса и полиглот Елизавета Кульман

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Поразительная девочка жила в Петербурге в первой четверти XIX века. Ее звали Елизаветой Кульман, и она чем-то похожа на Надю Рушеву, потому что тоже была талантлива и тоже, увы, умерла в 17 лет. Ее яркое дарование оказало большое влияние на тех, кто был с ней знаком. Правда, если талант Нади проявился в изобразительном искусстве, то Лизин — в области языкознания и поэзии. На ее стихи Роберт Шуман написал цикл песен, он вообще был восхищен Елизаветой.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Борис Орловский. Ангел на вершине Александровской колонны.
Борис Орловский. Ангел на вершине Александровской колонны.

Создавая скульптуру ангела для Александровской колонны, скульптор Борис Орловский сделал его с лицом Елизаветы Кульман. Есть, правда, версия, что он придал лицу сходство с Александром I, но это можно легко проверить. На мой взгляд, изображена девушка, притом сходство с Елизаветой несомненное, сравните с ее скульптурным портретом, сделанным Григорием Гинзбургом, а также с рисунком неизвестного художника, запечатлевшего девушку при ее жизни.

Елизавета происходила из семьи обрусевших немцев. Ее отец начал служить России еще при Екатерине II. В семье родилось 9 детей, семь сыновей и две дочери, из которых Лиза была младшей и поздней. Братьев она так и не узнала толком, шестеро погибли в войне 1812 года, сражаясь с Наполеоном, только один брат остался в живых, но стал инвалидом из-за ранений. Старшая сестра была уже замужем и тоже умерла. Так что, Лиза жила с матерью в скромном домике на Васильевском острове, отец умер, когда она была еще малышкой.

Григорий Ганзбург. Мраморный бюст Елизаветы Кульман.
Григорий Ганзбург. Мраморный бюст Елизаветы Кульман.

Другом семьи был Карл Фридрих Гросгейнрих, служивший гувернером в богатых семьях, он и занялся образованием девочки, стараясь помочь осиротевшей семье.

Родным языком Лизы был немецкий, что естественно. Но она говорила с детства и по-русски. То есть, она была билингвой. Хотя старшие Кульманы были изначально протестантами, детей они воспитали в православной вере, а потом и сами перешли в нее. Елизавета молилась по-русски, а потом легко освоила и церковно-славянский язык. Гросгейнрих начал с ней заниматься французским и английским языками и вскоре с удивлением заметил, что девочка впитывает новые слова с поразительной скоростью, и вот она уже начала свободно говорить на этих языках.

Автор неизвестен. "Портрет Елизаветы Кульман"
Автор неизвестен. "Портрет Елизаветы Кульман"

Тогдашнее образование предполагало знание древнегреческого и латинского языков. Гувернер был в шоке от того, как быстро девочка освоила и их. После этого Лизе не составило труда выучить новый греческий язык, а также испанский, португальский и итальянский. Талант полиглота был налицо. Особенно ей нравился итальянский языки, она считала его особенно пригодным для поэзии. Не удивительно, что, начав писать стихи, она делала это не только на родном немецком и на русском, но и на итальянском языке, а также на французском.

Когда Лизе было 13 лет, Карл-Фридрих Гроссгейнрих послал ее стихотворения на суд Гёте, который отреагировал так: “Я пророчу ей со временем почетное место в литературе, на каком бы из известных ей языков она ни вздумала писать”. Но увы... Во время наводнения 1824 года Елизавета простудилась, открылась чахотка, и девушка умерла. Ее учитель Гроссгейнрих собрал все ее стихи, собственноручно переписал и несколько лет добивался от Академии наук полного академического издания трудов Елизаветы. Он добился этого, и в 1833 году вышли из печати «Пиитические опыты» Елизаветы Кульман.

Читайте еще на моем канале:

Художник с двумя именами: Роже де ла Пастур и он же Рогир ван дер Вейден

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении