Найти тему

Коммунизм. Его особенности и перспективы. Часть 1

Мысль о том, что человечество когда-нибудь сможет воплотить в жизнь принцип лозунга "С каждого - по способностям, каждому - по потребностям", выдвинули в середине XIX века немецкий философ и экономист Карл Генрих Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс, именами которых в нашей стране, как первой на всей планете, где пытались воплотить в жизнь эти идеи, названы города, улицы, площади.

Важно отметить, что идеи эти появились не на пустом месте, а в результате глубоко анализа исторических и экономических процессов. Главный труд Карла Маркса "Капитал. Критика политической экономии", название которого чаще всего сокращают до первого слова, и логично изложенные в этой книге противоречия и ошибки капиталистической экономики оказали огромное влияние на взгляды многих политических деятелей XX века: Владимир Ленин, Лев Троцкий, Юлий Мартов, Георгий Плеханов в России, Мао Цзэдун в Китае, Хо Ши Мин во Вьетнаме, Ким Ир Сен в Северной Корее, Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара на Кубе, Муаммар Каддафи в Ливии; главный политический противник Адольфа Гитлера Эрнст Тельман также был коммунистом. Конечно, и русские, и китайские, и северокорейские коммунисты не следовали четко учению Карла Маркса, а "подстраивали" его идеи под реальную обстановку. Однако в этой статье мы разберем исключительно только один вопрос: "О чем же говорил Карл Маркс?"

Прежде чем разбираться с его экономическим и социальным учением, нужно понять, каких мировоззренческих установок придерживался Карл Маркс. В философии существует два фундаментальных направления: первое - идеализм, второе - материализм. Идеалисты считают, что все явления природы взаимосвязаны друг с другом, их связь обеспечивается существованием Высшего Духа, которого называют Богом. При этом весь мир строится на мысли: "Сознание определяет бытие" - гласит главный лозунг идеализма. Все явления природы зависят от мысли Высшего Духа. Но так как люди созданы по Его подобию, то и человеческая мысль определяет движение бытия: природных и культурных процессов. По мнению идеалистов мир непознаваем до конца никакими средствами, потому что существует Высший Разум, который человек не способен понять. Такие идеи были распространены в основном в эпоху Античности, в Средние века.

Материалисты в корне не согласны с идеалистами. По мнению материалистов мир постоянно меняется, что идет вразрез с представлением о постоянстве Высшего Духа. А значит - делают такой вывод материалисты - Высшего Духа не существует. Материалисты считают, что явления природы и бытие в целом существуют независимо от человеческого сознания. Более того, именно "бытие определяет сознание", то есть не человек мыслью руководит природой, а природа с ее специфическими законами определяет стиль мышления человека и его экономическое поведение. По мнению материалистов мир можно познать с помощью науки. Идея материального мира строится на предположении, что в разные эпохи человеческой истории существовал разный экономический базис, который определял и определяет мировоззрение человека, который материалисты называют "надстройкой" (сюда входят религия, наука, искусство и т.п.). Как раз таки представителем этого философского направления был Карл Маркс и свои многочисленные теории, в том числе теорию о приходе к коммунизму, он вывел на основе материалистического взгляда на мироустройство.

-2

Учение о коммунизме основано на предположении К. Маркса о том, что фундаментальное в результате революции изменение производственных отношений по причине развития науки и техники приведет к тому, что удовлетворение неограниченных потребностей людей станет возможным, потому что научно-техническая революция (НТР) сделает возможным быстрое неограниченное производство, даже несмотря на ограниченность ресурсов. Важно понимать, что революция - это не кровавый государственный переворот, а коренное изменение общественного порядка, инициатором которого могут быть как власти, так и народ страны; революция может пройти и бескровно.

Исторический процесс К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали с точки зрения выведенной им на основе анализа исторических событий прошлого теории формаций.

-3

Согласно теории формаций человечество развивается по определенному эволюционному пути и проходит 5 стадий, обозначенных на картинке. Эти стадии называются формациями и имеют специфические черты. Переход от одной формации к другой называется революцией, причина которой - классовая борьба.

1. Первобытнообщинная формация (период архаики). По К. Марксу это та формация, когда существовал так называемый "первобытный коммунизм", для которого характерны: отсутствие власти и угнетения человека человеком, существование общественной собственности, равное распределение добытых ресурсов между всеми членами общины, присваивающее хозяйство. Однако это не совершенная формация, потому что первобытная экономика и примитивные средства хозяйствования не могла обеспечить всё возрастающие потребности людей. Тогда более сильное племя нападает на племя послабее и делает своими рабами жителей покоренного племени. Происходит революция, переход к рабовладельческой формации.

2. Рабовладельческая формация - Античность. Характеристики: существование двух классов - рабы и рабовладельцы, появление первых государственных институтов (К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство как аппарат насилия власть имущих над рабочими), появление постоянной армии для подавления восстаний рабов, все еще примитивные орудия труда, эксплуатация рабов, тяжелый ручной труд, аграрная экономика, которая производит все еще недостаточно ресурсов, чтобы всех прокормить. Однако многочисленные восстания рабов приводят к революции и переходу к феодальной формации.

3. Феодальная формация - Средневековье. Характеристики: существование классов зависимых крестьян и феодалов, усиление государства и строительство городов, появление человеческих прав у крестьян, что отличает их от рабов (право на жизнь, данную Богом, право независимо от воли хозяина вступать в брак и т.д.), аграрная экономика, которая все еще производит недостаточно, чтобы всех прокормить. Однако среди крестьян после перехода от натурального оброка к денежному появляется класс мелких собственников, которые смогли скопить денег и открыть свое дело. Происходит переход к капитализму.

4. Капиталистическая формация - XVI век (в России - XIX век) - наши дни. Характеристики: существование классов рабочих, капиталистов и земельных собственников (современных феодалов), усиление государства, появления гражданских прав у людей, основа экономики - промышленность (сфера материального производства), позднее - сфера услуг (сфера нематериального производства), более совершенные орудия труда, позволяющие обеспечивать потребности людей и меньше эксплуатировать трудящихся. Однако капиталистическая экономика подвержена кризисам перепроизводства и присвоением капиталистом прибавочной стоимости, которые мы разберем в другой статье. Сейчас нам важно понять, что К. Маркс и Ф. Энгельс, жившие при капитализме, называли эту формацию несовершенной по тем причинам, которые мы разберём в другой статье, а значит человечество должно перейти к другой формации - коммунистической.

5. Коммунистическая формация - по К. Марксу, формация, к которой люди придут в будущем. Переходный этап от капитализма к коммунизму называется социализмом - общественно-политическим строем, когда капиталы принадлежат не частным лицам, а государству, которое действует в интересах рабочих. Для коммунизма характерно следующее: отсутствие кризисов перепроизводства, обеспечение потребностей всех людей, отсутствие денег, отсутствие государства (как аппарата насилия), отсутствие классов - а значит, равенство всех людей и отсутствие эксплуатации.

На первый взгляд кажется, что принципы коммунистической формации не реализуемы на практике. И сразу же в голове "всплывают" многочисленные примеры, когда государство, ориентированное на строительство коммунизма, либо распадалось, либо устанавливало жёсткие тоталитарные или авторитарные режимы. Однако К. Маркс, разрабатывая свою экономическую теорию, пришел к выводу, что коммунизм все же неминуемо наступит. А какие именно экономические закономерности вывел К. Маркс мы разберем во второй части рассматриваемой нами темы.