Найти тему

6-8. Оставаться самим собой. Рассказы – воспоминания.

6. Первый курс. Мудрое решение преподавателя физики (1958). 7. Первый курс. Штурм заданий по черчению(1959). 8. Студентам должно быть комфортно (1975+)

6. Первый курс. Мудрое решение преподавателя физики.

(От автора: ___ Наиболее интересным текст может быть для преподавателей, студентов и школьников старших классов. ___ Из видео для молодёжи рекомендую песню 1. Владимира Высоцкого про боксёра, который берётся выступить против гениального шахматиста Бобби Фишера из США, в 1972 году отобравшего титул чемпиона мира у Бориса Спасского из СССР. Жизнь Фишера, во время этого матча чрезвычайно колоритного молодого человека около 30 лет, всех в Советском Союзе очень интересовала. Это был полубольной, великий и свободолюбивый человек с трагической судьбой __ Видео 2 - старые дворовые песни современных исполнителей. Видео 3 – ретро известных в СССР исполнителей) ___

Молодой преподаватель, который вёл практические задания по физике, задавал несколько задач домой. Не так и много, как это принято сейчас, и они не были совершенно обязательны. Но перед началом занятия он просил поднять руку тем, кто не выполнил домашние задания. Студенты боялись: вдруг он запомнит нерадивых и это потом скажется на зачёте. Да и было очень неприятно перед коллективом самому демонстрировать свою то ли тупость, то ли лень.

Но Коля почти всегда свою руку поднимал. При этом ему нравилось учиться. Нравился и сам молодой преподаватель. В аудитории он работал очень активно. Иногда был даже единственным, кто предлагал верный путь решения. А вот в общежитии ему было не до этих задач. Хотелось поиграть в шахматы или в карты (Коля тогда осваивал азартную игру студентов - преферанс). Просто общаться с товарищами, иногда и с застольем. И ещё он очень любил прогулки по Днепропетровску, - зелёному южному городу, - бродить по его красивым бульварам и паркам.

Оправдываясь перед собственной совестью, он думал: «Ведь мой отец,- уважаемый экономист районного управления сельским хозяйством, - дома не работает. Разве что, перед годовым отчётом. Ну и я посижу в общежитии перед экзаменами. А в остальное время, - зачем такая несправедливость?»

Когда на четвёртый раз подряд, Коля с унылым видом поднял свою руку, под взглядами улыбающегося коллектива студентов, преподаватель не выдержал: «Немчин я уже хорошо запомнил, что вы дома ничего не делаете! Вам не надо больше поднимать свою руку!».

Это было очень мудрое решение молодого преподавателя. Он все нервы Коле истрепал этим своим глупым вопросом. Студенты тоже перестали отвлекаться на представления с его участием. И сам преподаватель спокойно работал дальше в привычном педагогическом стиле.

***

А теперь отдохните и послушайте песни

1. Владимир Высоцкий. Честь Шахматной Короны 1-2 ___ Видео __ https://youtu.be/w8nhmIYXkaw

2. НУРИК ТАТДАНОВ Шутки морские ___ Видео __ https://youtu.be/5TVj9b047Jw

3. Борис Гмиря. Стоїть гора високая. Boris Gmyrya Ukrainian folk song https://youtu.be/Lf9iWFuKGhc

***

7. Первый курс. Штурм заданий по черчению.

(От автора: ___ Наиболее интересным текст может быть для преподавателей и студентов)

Оставался месяц до весенней сессии. В гостях был Витя Жигай. Застолье с третьекурсниками. Они почти никогда не интересовались учёбой, но на этот раз спросили, как дела Коли перед сессией. Бодрый ответ: «Всё в порядке. Остались только листы по черчению». «А сколько листов осталось?». «Да все».

Мнение третьекурсников было единодушным. За оставшееся время все листы начертить невозможно. Без листов его к экзамену по начертательной геометрии не допустят. Жаль, что на их четвёртом курсе, не будет такого замечательного молодого друга. В то время к «хвостам» студентов с первого курса относились очень жестоко.

Первокурсники, слушавшие наставления своих преподавателей в пол уха, к опыту старшекурсников относились очень уважительно. Уже на следующий день Коля начал свой штурм домашних заданий по черчению.

Без халтуры начертить эти листы дома, т. е. в общежитии, практически было невозможно. Надо было приехать в один из корпусов университета, где располагалась кафедра черчения, и были, соединённые между собой, залы с чертёжными столами. В одном из залов находились дежурный преподаватель и лаборант. Они были довольно молодыми людьми. Если преподаватель был занят, лаборант тоже мог ответить почти на все вопросы студентов. Черчение изучалось студентами по всем техническим специальностям. Отставших было очень много. Почти все столы были заняты.

Кафедра черчения хорошо подготовилась к этому всплеску энтузиазма своих студентов. Залы работали до позднего вечера. Если у студента возникали вопросы, то к его столу подходил преподаватель и быстро всё объяснял. Когда лист был готов, то не нужно было искать именно своего преподавателя. Дежурный преподаватель задавал несколько контрольных вопросов. Лаборант находил ведомость группы студента и делал отметку о сдаче листа.

Коля работал там почти все дни в этом месяце. В сессию экзамен был сдан. Но у него не было хороших навыков черчения после такого штурма, и это ему потом сильно мешало в дальнейшей работе, как научной, так и преподавательской.

8. Студентам должно быть комфортно.

(От автора: ___ Наиболее интересным текст может быть для преподавателей и студентов ___ Видео интересны всем: 1,2)

Николай Андреевич – преподаватель в Читинском политехническом институте. Ему 38 лет. У него уже есть опыт работы в ВУЗе. Ведёт курс «Сопротивление материалов». Это общеинженерная дисциплина, очень трудная для студентов. Его девиз: студентам должно быть интересно и комфортно.

Когда он говорит об этих своих принципах с другими преподавателями, то все соглашаются с тем, что, конечно, студентам должно быть интересно. Но комфортно? Нет, причём тут их комфорт? Главное, чтобы студент ушёл от преподавателя хорошо подготовленным к дальнейшему изучению своей специальности. А для этого особенно важен строгий и справедливой контроль знаний.

В Советском Союзе не очень верили в способности студентов второго курса, где изучали «Сопротивление материалов», заниматься самостоятельно и прилежно. Поэтому преподавателям выделяли много времени на консультирование и проверку домашних заданий по этой дисциплине. Заданиями были - несколько расчётно-проектировочных работ. Студент, выполнив одну из этих работ, сдавал её на проверку преподавателю. Проверив в спокойной обстановке, обычно дома, преподаватель во время, отведённое на консультации, объяснял студенту его ошибки в этой работе и как делать правильно. Студент возвращался снова к этой работе дома, и затем всё могло повториться, а могло перейти в этап защиты правильно выполненной работы во время, отведённое на консультацию. Защита была обязательной, так как совсем нередко студент не мог решить предложенные небольшие задания с элементами работы или ответить на вопросы по ней. Увы, и тогда были студенты, покупавшие выполнение расчётно-проектировочной работы у знающих людей.

На своей вводной лекции Николай Андреевич объяснял студентам, почему дисциплина «Сопротивление материалов» традиционно считается очень трудной. Она не сложнее математических дисциплин, но требует систематических усилий студентов на протяжении всего семестра. Выполнить и защитить все расчётно-проектировочные работы за несколько недель перед сессией нереально. И подсказывал своим студентам, что если у них будут возникать трудности в этой работе дома, то её можно выполнить и прямо во время, отведённое на консультации. А Николай Андреевич помнил себя – студента первого курса, и понимал, что трудности могут возникнуть не только по объективным причинам. Многие студенты так и поступали. Во время занятий, он мог предложить и сам прийти на ближайшую консультацию кому- то из студентов, если тот отставал от графика выполнения работ.

Поскольку студент и преподаватель при таком подходе постоянно контактировали во время консультации, то это очень экономило время у них обоих. Николай Андреевич на этих консультациях работал так долго, как нужно было студентам (На их встревоженный вопрос, когда закончится консультация, он отвечал, после того, как вас останется два - три человека).

Несмотря на такой подход, прикинув после семестра, сколько времени реально он потратил на эту работу, Николай Андреевич пришёл к выводу, что он не превысил запланированное время. В то время, в Советском Союзе, отводили на внеаудиторную работу со студентами вполне достаточное количество часов.

Но такой стиль требовал от преподавателя определённых качеств: конечно, хорошего знания предмета, но, кроме того, умения очень быстро обнаружить ошибку, очень понятно и чётко объяснить студенту как её исправить. На консультации могли одновременно находиться до 15 человек. Если бы они образовали заметную очередь к преподавателю, то это снизило бы эффективность такого метода.

Между тем, человек по своей природе ленив, и некоторых студентов так и тянуло создать толпу около преподавателя, вместо того, чтобы попытаться разобраться самим в своих затруднениях. Николай Андреевич их сразу же отправлял по своим местам с требованием работать. И нередко студент находил решение своего вопроса и сам. Иногда подходил затем к преподавателю, только для того, чтобы убедиться, что дальнейший ход решения правильный, а иногда и не подходил, уверенный в своих силах. Студенты быстро поняли, что консультации у Николая Андреевича длятся не менее трёх часов. Так что приходили не все сразу к началу. И нагрузка у преподавателя в первый час консультации была повышенной, но терпимой. А уже в середине этого занятия можно было передохнуть и прогуляться по коридорам или зайти к знакомым сотрудникам. В это время уже проконсультировать товарищей мог и другой, разобравшийся в работе и достаточно сильный студент.

Здесь приведен только один, хоть и очень показательный, пример комфортной организации работы студентов. Но и во всех других моментах студенты понимали, что преподаватель к ним расположен очень дружески и также относились к нему сами.

Если вы прочитаете некоторые другие мои рассказы о Николае Андреевиче, то вы поймёте, что у него были личные недостатки, которые, казалось, должны были серьёзно затруднять его преподавательскую работу. Но студенты ценили и его дружеское отношение, и то, что им при изучении таких трудных дисциплин, которые вёл этот преподаватель, интересно и комфортно. Они охотно приходили на занятия (не было проблем с посещаемостью). Не было серьёзных проблем и с дисциплиной во время занятий. А результатом была хорошая успеваемость студентов, даже в тех группах, которые считались обычно слабыми. Это нравилось, конечно, и деканатам студентов. В университете Николая Андреевича считали хорошим преподавателем.

***

А теперь отдохните и послушайте ретро песни___

1. А то, что было - Band Odessa __ Видео https://yandex.ru/video/preview/7961581140359054226

2. Сборник песен №2!!! BAND Odessa!!! __ Видео https://yandex.ru/video/preview/12483682780947852449