Найти тему
Сретенский монастырь

УГЛУБИМСЯ ВНУТРЬ СЕРДЦА

 Архимандрит Захария (Захару)
Архимандрит Захария (Захару)

По Милости Божией в нашем стремлении ко спасению, к стяжанию Духа Святого, к исполнению Его Заповедей мы достигли окончания Великого поста.

Что такое сердце для нас, христиан? Сердце каждого человека создано Богом особым и уникальным образом: «Cоздавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их» (Пс. 32: 15). Оно неповторимо и составляет ядро человеческой ипостаси. Человек становится поистине великим, когда он приближается к Богу своим сердцем, потому что там, внутри него, – поле для молитвы и духовной борьбы. Вот почему слово Божие заверяет нас: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 4).

Призыв Господа обращен к сердцу, духовному центру человека, откуда он может ухватиться за вечность и познать свой Первообраз – Бога Живого. У некоторых людей сердце вместо светлого места Божьего присутствия представляет собой просто насос, перекачивающий кровь. Только когда человек чувствует в сердце Бога, он действительно жив перед Ним. В противном случае его природа разделена: его сердце ищет одного, его рассеянный ум – другого, а его необузданное тело упрямо ищет удовлетворения своих потребностей и страстей.

Когда ум отделен от сердца, он рассеивается в тварном мире, становится «колеблющимся и увлекающимся всяким ветром учения» (Еф. 4: 14) и легко пленяется бесовской энергией и заблуждением. Если ум не стоит на страже сердца, оно остается ожесточенным. Земля его производит только злые помыслы, которые заглушают нетленное семя слова Божия. Такая земля «негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр 6: 8) и становится логовом всякого порока, где совершается грех.

Наше тело и дух должны стать местом проявления славы Божией. Чтобы мы могли по-настоящему встретить нашу личную Пасху, нам нужно выйти на глубину своего сердца. Ум, рассеянный напрасно и бессмысленно, должен вернуться и соединиться с глубиной нашего существа. Великий пост – прекрасная возможность и привилегия, которые дает нам Бог, чтобы мы соработничали с Ним и могли возжечь благодать, которую получили через Святое Крещение, чтобы мы оживили наше сердце. Этот период помогает нам предложить свою малую лепту Богу в исполнении заповеди поста.

Пост смиряет тело и дух, чтобы в человеке освободилось место для посещения благодати, которая объединяет нас с другими членами Церкви и со святыми. По словам отца Софрония (Сахарова), пост утончает сердце и делает его способным воспринять духовную мудрость. Святой Силуан Афонский учит, что пост полезен, когда он сочетается с воздержанием, бодрствованием, молчанием и другими добродетелями. Однако главнее всего – смирение.

Великим постом Церковь рекомендует собрать рассеянный ум и соединить его с сердцем так, чтобы Бог стал центром всего, чтобы человек смиренно повернулся к Нему. Если мы каемся, дух покаяния проникает в наши глубины и обнажает то, что в них сокрыто. Как грех совершается в глубине сердца, так и покаяние происходит там, в самом сокровенном месте нашего существа. Покаяние исцеляет и укрепляет благодатью Божией нашу поврежденную природу и усиливает в нас устремление к Богу.

-2

Во время Великого поста Церковь старается пробудить человека к покаянию. Это происходит через богатые, сокрушаюшие дух службы, воздержание, коленопреклонения. Цель Церкви – вдохновлять на горячую молитву, очищающую от страстей и сеющую в нас святую боль Божественной любви, чтобы у нас не осталось иной мысли, кроме ненависти к греху. Ее цель – сподвигать человека к пламенному желанию Спасителя Бога. Центральным пунктом такого покаяния является соблюдение обещания, данного нами при крещении, что отныне мы будем мертвы для греха и живы для Его слова и заповедей.

Во время святого Великого поста Церковь желает соделать нас причастниками слова Господня: «Я был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1: 17). Нам дается возможность приобщиться к этому через воздержание, исповедь, милостыню, через аскетизм. Через эти малые страдания мы уподобляемся Христу, Который «имел пострадать» (Деян. 26: 23).

Сила Его Воскресения сообщается нам, чтобы мы, как светоносные чада Церкви, могли воспевать в избранный и святой день Пасхи: «Вчера спогребохся Тебе Христе, / совостаю днесь / воскресшу Тебе, / сраспинахся Тебе вчера, / Сам мя спрослави Спасе во Царствии Твоем» (Канон Пасхи). В той мере, в какой мы соучаствуем в страдании Христовом, мы получим и богатство Его даров, и благодать Его Воскресения.

Чтобы спуститься на сердечные глубины во время Великого поста, необходимо постоянное чтение Священного Писания. Слово Христово есть нетварный Божественный Свет, устремленный в самое сердце человека. Чтобы оно могло открыться слову Божию и получить благодать покаяния, мы должны иметь полную веру в Божество Христа. Тогда Его живое слово падет в сокровенную сердечную глубину как семя любви, рождающее в нашей душе покаяние, превосходящее меру обыкновенной религиозной совести.

Евангельское учение выходит за рамки этического, обожествляет человека, просвещает его внутреннее зрение сиянием слова Божия, утончает духовное ощущение. Пребывание в слове Господнем ведет нас к соблюдению Божественных заповедей и, таким образом, к тому, чтобы встать на Его путь, чтобы Христос, Который Сам есть Путь, стал нашим попутчиком. Если мы с жаждой и твердостью пребудем в Евангельском слове, то, подобно Луке и Клеопе, обретем сердце горящее, готовое принять и узнать Воскресшего Господа через сладость Его любви.

-3

Когда мы распинаемся Евангельскими заповедями, ум исцеляется, нисходит в сердце и соединяется с ним. Осененные благодатью, мы способны отречься от всего видимого мира и стать учениками нетленной любви Христовой. Это становится возможным, если распинается ветхий человек: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24); если человек полностью отдается воле Божией, искореняет закон греха из своего сердца и освобождается от внутреннего рабства.

Духовная борьба будет продолжаться до тех пор, пока в нас не будет провозглашено Евангельское Слово как единственный и вечный закон нашего бытия. Тогда мы станем храмом Божиим и обретем в себе благодатный дух, в каких бы внешних обстоятельствах мы ни жили.

Как нам избежать греха, живя в мире, который во зле лежит? Это возможно только в том случае, если мы научимся жить, сокрушаясь в покаянной молитве, сохраняя трезвение, призывая имя Господне. Через трезвение мы найдем источник воды, текущей в жизнь вечную. Злые помыслы или образы не будут отпечатываться в уме и сердце, будут легко презираемы, потому что сокровенный сердца человек будет влечься только к Богу, а не к внешнему. Благодать не может удержаться в сердце без трезвения.

Христос Своим Крестом и Воскресением исполнил великую заповедь, которую Он принял от Отца: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10: 18). Человек, призывающий Имя Иисуса, посвящается в тайну Креста и Воскресения, его сердце оживает и становится Божиим храмом. Призывание Имени Христова открывает нам присутствие вечного Бога в нашем сердце, ведет нас к полноте любви и мудрости, к осознанию тайн путей Христовых и Его непостижимого Промысла.

Время поста – это время работы над своим сердцем и школа добровольного самоограничения. Путь к Воскресению проходит через Крестную смерть и сошествие в преисподнюю. Принимая на себя добровольные страдания и испытания, которые Промысл Божий попускает в нашу жизнь, без ропота и с благодарностью, мы познаем неизреченную тайну Божественной Любви, простирающуюся ради нас до глубин ада.

Вера в Воскресение Христово и надежда на собственное воскресение вдохновляют нас жить по заповедям Божиим, вопреки воле плоти. Та работа, которую мы совершили в своем сердце, будет сопровождать нас в вечности. Если мы очистим сердце в этой жизни, то, по обетованию Бога, мы увидим Его Лик: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

-4

Трагедия современного человека в том, что он живет вовне своего сердца. Он думает, работает, говорит и даже любит и молится вовне его. Период Великого поста дает нам, христианам, возможность войти в свое сердце, вернуться в него, как блудный сын в отчий дом. Своим живым словом Господь Иисус посеял нетленное семя в наших сердцах и благодатью Духа Святого даровал нам усыновление, создав Церковь и соделав нас детьми Своего Воскресения.

Возлюбленные, возблагодарим Бога, даровавшего нам этот период Великого поста, чтобы мы могли углубиться в наше сердце и ощутить живое присутствие Христа, воскресшего из мертвых. Христос, Жених Церкви, стучится в дверь, ища совершенного союза нашей души с Его Святым Духом: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Да не останется никто из верующих вне чертога брачного, но, законно подвизаясь во время Великого поста, да празднуем все вечную Пасху.

Архимандрит Захария (Захару)

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт
Pemptousia

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм