Найти тему
Хакнем Израиль

Инфляция и возврат долга. Основы талмудической экономики

Оглавление

Читайте статьи из подборки "еврейский закон": взгляд иудаизма на разные аспекты жизни.

Недавно впервые за долгое время произошли серьезные колебания курса российского рубля. В таких ситуациях, помимо различных социально-экономических вопросов, возникает целый ряд вопросов алахических. Остановимся на одном из них.

Изображение взято с сайта kol.bg63.ru
Изображение взято с сайта kol.bg63.ru

Сколько возвращать?

Допустим, один еврей выдал другому еврею ссуду в размере 100 тысяч российских рублей в тот день, когда официально установленный курс еще составлял 30 рублей за 1 американский доллар, а потом рубли резко подешевели, и теперь их курс составляет, скажем, 50 рублей за 1 американский доллар. И вот он - наш вопрос: какую сумму должен вернуть теперь должник с точки зрения алахи?

В данном конкретном случае проблемы поджидают нас сразу с обеих сторон. Если должник выплатит кредитору меньше, чем должен, то он нарушит запрет удерживать у себя чужое имущество, что сродни «гезелю» - краже. Но если для того, чтобы обеспечить возврат ссуды в размере, эквивалентном ее изначальной стоимости в долларах, должник уплатит больше, чем 10000 рублей, то не будет ли тем самым нарушен другой запрет – брать и давать в долг под процент («рибит»)? И даже если запрет Торы не нарушается, поскольку запрещенный процент по Торе возникает только в том случае, когда ставка была заранее оговорена (например, дать в долг 100 на условии получения обратно 120), - все равно, запрет мудрецов точно будет нарушен!

И, наконец, должник вообще может заявить: «Я брал ссуду в российских рублях и не договаривался с кредитором о том, чтобы привязать ссуду к курсу доллара. Так почему я должен выплатить сейчас намного больше рублей, чем взял?»

Изображение взято с сайта moscowbooks.ru
Изображение взято с сайта moscowbooks.ru

Основы талмудической экономики

Для того, чтобы заняться нашим основным вопросом по сути, необходимо сделать предисловие, которое позволит нам понять, как алаха видит основы экономики.

Талмуд в 4-ой главе трактата «Бава Меция» говорит о том, что мы различаем два вида ценностей, участвующих в торговых отношениях. Это деньги и товары. Как правило, товары дешевеют и дорожают в зависимости от спроса и предложения в данном месте, и это подорожание или удешевление выражается в изменении их эквивалентной стоимости в деньгах. Смысл существования эквивалента ясен. При мало-мальски развитой торговле становится крайне сложно существовать в рамках бартерных операций, меняя товары один на другой в натуральном виде по принципу «шило на мыло». Мы с трудом можем себе представить себе мыловара, который пытается поставить вагон мыла в уплату за какое-нибудь ювелирное украшение: это непрактично, ювелиру не нужно столько мыла, ведь у него нет ни времени, ни возможности, ни желания это мыло продавать. Поэтому люди придумали деньги.

На языке Талмуда товар называется «пейра», а деньги - «тиба». И даже в случаях, когда происходит обмен одних денег на другие, мы выясняем, какие из них являются искомым товаром, а какие - его оплатой в денежном эквиваленте.

Важно учитывать, что деньги, о которых говорится в Талмуде, отличаются от тех, которыми мы пользуемся сегодня. До недавнего времени в качестве денег использовались монеты из благородных металлов, и потому деньги имели реальную стоимость, то есть они действительно стоили столько, сколько за них давали. Чеканка, которая была на них нанесена, лишь подтверждала, что местный властитель дает свое царское слово, что в серебряном рубле или золотом динаре действительно присутствует заявленное количество серебра или золота. Чеканить монету всегда было монопольным правом власти. Фальшивомонетчиков наказывали не только за воровство, но и за измену, поскольку их преступление подрывало не только торговые отношения, но и доверие к власти. Как правило, изготовление фальшивых денег в древности каралось смертной казнью.

В наше время деньги имеют лишь номинальную стоимость. То есть одна бумажка принимается за один доллар, а другая за сто, не потому, что та, на которой написано сто, действительно в 100 раз дороже, а потому, что по этой бумажке государственное казначейство берет на себя обязательство на 100 долларов. В свое время банкноты во многих государствах (США, Англия), обеспечивались золотом и др. драгоценными металлами, которые находились в хранилищах Центрального банка. Кстати, так было написано и на советских купюрах. В большинстве государств со временем отказались от этого принципа обеспечения стоимости денег, и стали допечатывать деньги по мере надобности. Такие деньги - это своего рода долговые расписки, векселя, подтверждающие обязательства государства. С появлением бумажных денег начались дебаты между алахическими авторитетами, которые выясняли, имеют ли вообще банкноты статус денег. Хатам Софер и Хазон Иш определили, что банкноты являются полноценными деньгами, несмотря на их условную ценность. Согласно их мнению, банкноты не должны считаться просто долговыми расписками. И в наше время ценность валюты того или иного государства зависит от того, сколько товаров производит эта страна, насколько она выполняет свои финансовые обязательства перед другими государствами, а также от различных показателей внутреннего экономического благополучия.

Изменение стоимости денег случалось и в талмудическую эпоху. Иногда изменялось количество серебра или золота в монете, но в некоторых других случаях менялась стоимость золота по отношению к серебру. Например, Тосафот задают вопрос («Бава Меция» 44б), почему в обсуждаемом ими месте в Талмуде 1 золотой динар был равен 25 серебряным динарам, в то время как во времена самих Тосафот это соотношение уже составляло около 1 к 12. Исходя из этого, Тосафот приходят к выводу, что в древности золотой динар был вдвое толще серебряного.

Надо сказать, что мы проверили ценовое соотношение золота и серебра сегодня, и увидели, что разница между стоимостью унцией золота и аналогичной массой серебра составляет даже более чем 1:25. Не исключено, что то же самое было и во время Талмуда.

Как бы там ни было, гемара («Баба Меция» 44б) обсуждает вопрос: если раньше давали 12 серебряных монет за одну золотую, а теперь дают 18, как это надо понимать? Что произошло: золото подорожало или, быть может, серебро подешевело? И тот же вопрос задается и в случае изменения курса обмена серебряных денег на медные.

Гемара сообщает нам, что ответ на данный вопрос зависит от того, что в данном конкретном случае считать «деньгами» («тиба»), а что «товаром» («пейра»): Талмуд исходит из того, что, как правило, именно товары могут подорожать или подешеветь, но деньги остаются в той же цене. Таким образом, в этом случае мы решаем, что золото дорожает, а серебро остается в той же цене.

Как применить это правило к нашей ситуации? Об этом в следующий раз.

Продолжение в статье № 2 - ссылка

Автор: Рав Давид КАНТОРОВИЧ, главный раввин г. Гомеля и Гомельской области. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 1 (41), 2015].

-3

Цикл статей "Инфляция и возврат долга" — от теории к практике:

Статья 1 — Инфляция и возврат долга. Основы талмудической экономики [текущая статья]
Статья 2 — Возврат долга с обвалившимся рублем, сколько вернуть и почему. Через призму еврейского закона