Найти тему

В прошлом году Россия отыграла потенциал «легкого» импортозамещения. Дальше будет сложнее

Бизнесу нужно помогать адаптироваться к санкциям, а не навязывать приоритеты сверху

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

К концу 2022 года российские компании успешно адаптировались и реже сообщали о негативных эффектах санкций, говорится в докладе «Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания», подготовленном коллективом авторов под руководством директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрия Симачева и главного научного сотрудника Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрея Яковлева.

История вопроса:

Исследование подтвердило, что более уязвимы к ограничениям оказались компании, вовлеченные в международную торговлю, менее зависимые от импорта и не включенные в экспортную деятельность предприятия от рестрикций не пострадали.

В обрабатывающей промышленности 56% предприятий реализовали те или иные меры, например, переключались на новых поставщиков, реже на российских, чем на иностранных, – 18% и 22%.

Эксперты Высшей школы экономики обращают внимание на «эффект колеи»: активные в попытках адаптации к санкциям компании схожим образом вели себя и в коронакризис, пассивные и в 2020–2021 годы не принимали никаких мер.

Такая «застойная пассивность» – это дополнительный риск реаллокации государственных ресурсов в пользу неэффективных компаний и снижения результативности антикризисной политики государства, полагают авторы исследования.

Согласно исследованию, адаптационные успехи компаний в 2022 году объясняются тем, что они задействовали потенциал «легкого» импортозамещения – импорт замещался доступными российскими аналогами.

Для 70% компаний обработки в 2022 году не нашлось аналогов импортозамещения.

Авторы рекомендуют делать ставку на поддержку действий компаний по адаптации к санкционным ограничениям без навязывания «приоритетов» сверху - не ограничивать, а помогать выстраивать цепочки поставок из «дружественных» стран, включая схемы параллельного импорта, или привлекать уже существующие российские производства.

Системная поддержка связана со стимулированием цифровизации и экспортной деятельности компаний, которая позволит легче адаптироваться к разрывам в цепочках, в том числе за счет диверсификации поставщиков.

Напомним, малый бизнес попросил Минфин включить в разрабатываемый проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024-2026 годы несколько налоговых новаций для развития предпринимательства. LR