Найти в Дзене
Стрелецкая Правда

Шествие на осляти

В 16-17 веках в Москве и ряде важнейших городов существовал красивый обычай, совершаемый в праздник Входа Господнего в Иерусалим ("Вербное воскресенье"). Это была одна из наиболее великолепных церемоний своего времени. Называлась она "Шествие на осляти".

"Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче" Шварц В.Г., 1865 г.
"Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче" Шварц В.Г., 1865 г.

В Москве всё происходило так. В день праздника царь со свитой царедворцев и патриарх с сонмом духовенства выходили крестным ходом из Кремля на Красную площадь. Далее патриарх и царь с немногими сопровождавшими поднимались во Входоиерусалимский придел храма Покрова на Рву ("Василия Блаженного"), где облачались в драгоценные одежды. Царь надевал шапку Мономаха, патриарх облачался в митру и саккос и служил молебен.
После молебна царь и патриарх шествовали к Лобному месту, богато убранному в дорогие ткани. Вся площадь была заполнена стоявшими по полкам стрельцами в парадном цветном платье с оружием и знаменами. Простой люд теснился по бокам. Стрельцы были одеты в кафтаны самых разных цветов (каждый полк в своём), и площадь представляла собой удивительное красочное зрелище, подобное пышному цветнику.
Иностранные гости наблюдали за действом с пушечного раската, расположенного у Средних торговых рядов.

Из альбома А.Меерберга 1662 г. Иноземные гости внизу слева у пушек
Из альбома А.Меерберга 1662 г. Иноземные гости внизу слева у пушек

С Лобного места архидиакон возглашал слова Евангелия с описанием въезда Христа в Иерусалим - на ослике в окружении учеников и народа, приветствовавших Его пальмовыми ветвями и торжественными возгласами.
После чтения Писания к патриарху подводили богато украшенного коня в маске осла с длинными ушами. Патриарха усаживали на "ослятю", и он, взяв крест в правую руку, благословлял народ, который при этом падал ниц. В земном поклоне распластывались и стрельцы, положив своё оружие и знамена наземь. Шествие начиналось. Царь лично вёл патриаршего коня под уздцы, являя смирение перед Небесной Властью, ибо сидящий на коне-"осляти" патриарх символизировал Самого Христа, входящего в Святой град Иерусалим. Его в действе изображал Московский Кремль. За царём шествовали рядами царедворцы с пальмовыми и вербовыми ветвями. За ними двигалось духовенство с крестами и иконами. Впереди на повозке везли дерево, обильно украшенное яблоками на лентах, различными сухими плодами, искусственными цветами, листьями и прочими украшениями. Перед конем патриарха стрелецкие дети постилали ткани и дорогие одежды, изображая еще одну евангельскую деталь встречи Иисуса народом.
Торжественное действо достигло наибольшего размаха в правление царя Алексея Михайловича. Потом начало понемногу угасать при болезненном царе Фёдоре и было совершенно отменено Петром, не любившим церковных церемоний и не желавшим унижаться перед церковными властями.
Сейчас в связи с ростом интереса к традициям допетровского времени "Шествие на осляти" стало возрождаться в отдельных местах (Ростов Великий). Было бы прекрасно возродить его и в Москве. Некоторый вопрос, кто бы мог вести "ослятю" с патриахом вместо царя? Если это неудобно президенту или мэру Москвы в связи с отделенностью государства от религии, то может быть на месте царя могли бы быть дети? Например, дети-сироты из Москвы или привозимые в столицу в эти торжественные дни.