Найти в Дзене
Дневник москвички

"Тварь", Александринский театр на сцене МХТ им. Чехова, отзыв

Проблема маленького человека давно волновала российских авторов, но часто рассматривалась в контексте его хороших сторон при формальной малой значимости. Иное же, в лучшем случае, было трагическим, но редко – откровенно темным. Спектакль «Тварь» Александринского театра поставлен именно на тему мрачной стороны обычного человека и привычного общества – не высокосветского, не социальных низов, а обычного. Как и многие другие постановки современных театров, а в особенности именного этого, условная классика на сцене – действительно очень условная, и петербургский театр предлагает своему зрителю нечто вопиюще современное, и при этом вызывающие прекрасное и талантливое.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Представляя зрителю своего главного героя – воплощение порока учителя словесности Ардальона Передонова, спектакль вовсе не сосредотачивается на изучении его личности. Для зрителя с первых же его слов, его личного и очень выразительного монолога понятно, что он – тварь в самом что ни на есть прямом смысле слова, а если кто-то сомневается в этой истине, то слова его сожительницы в его отношении столь же метки, как пролитый на белый задник кофе. Для донесения своей идеи важнее не личность героя, важнее восприятие его окружающим обществом. Все люди рядом с Передоновым прекрасно знают, что он за «мелкий бес», чего он стоит, каковы его моральные устои, поступки, словом – этот человек для всех прозрачен, как на ладони. И… всем все равно, ведь, как упоминается в спектакле, все такие же. Более того, Передонову даже потакают ввиду того, что это воплощение всего худшего на Земле обращается к низменным инстинктам, таким, как, например, страх за собственную шкуру и «как бы не быть крайним». В тот момент, когда герой начинает терять разум, в его отношении снова ничего не меняется: проще не замечать, чем обезвредить, иными словами, такому обществу хочется просто ничего не делать, и лишь бы их не трогали. Нет ничего удивительного, что такое безразличие к очевидной ненормальности и пороку заканчивается трагедией, которая, в свою очередь, вовсе не трагедия для героя, но приговор для этого общества, предпочитающего существовать с закрытыми глазами.

Важно отметить, что, несмотря на частые акценты на сексуальную распущенность, практически, всех героев спектакля, проблема так называемого общества, в целом, не в этом. Проблема – в полном неуважении к окружающим, неверии им, принципе достижения своих целей лишь бесчестными методами, будь то обман с письмом от Варвары или ворох доносов всех на всех в гимназии. Чистых в спектакле нет, и даже любовь Людмилы и гимназиста Саши Пыльникова – и та от первичной искренности стремится к пороку. К слову, неиспорченными в спектакле представлены разве что гимназисты, но общество в лице, в первую очередь, Передонова их, буквально, ломает, словно уже упомянутый кофе на белом фоне – пачкает, марает, превращает в себе подобных. Если подумать, то в такой ситуации и Передонов, будучи квинтэссенцией общества, на самом деле его жертва. Может, поэтому так называемая недотыкомка, что видится ему и его мучает – некая тьма – по его словам, сидит на плече то одного, то другого героя. Очень яркая черта – это, простите, постоянное плевание на что угодно и кого угодно, потому что в этом весь характер того самого общества: эти люди плюют друг на друга, хотя, тем самым, плюют на себя. А главное – ни в ком из героев нет чувства собственного достоинства, потому каждый готов ползать на коленях, целовать кукиш и унижаться. Что значит в этом контексте финальный парад литературы?.. Возможно, по-настоящему поверхностное к ней отношение, а возможно, и презрение к ней. Литература учит тех, кто способен ее воспринять и кто способен учиться, а в спектакле таких нет.

Несмотря на то, что спектакль выполнен максимально лаконично, абсолютно современно как в плане декораций и реквизита, так и костюмов, он не перенесен в сегодняшний день. Ведущие себя как современные люди, герои требуют карету и периодически вворачивают фразочки далекого прошлого. С одной стороны, такой прием, помимо, очевидно, сатирического, показывает вневременной характер выявляемой спектаклем проблемы, а с другой – это еще одна черта общества, живущего в настоящем, но воображающего себя в прошлом. Вообще, спектакль поставлен очень свободно и очень хулигански, во всем сквозит злая ирония, а периодически брошенные фразы по-настоящему вызывают дикий смех. Здесь очень грамотно использована лаконичность: единая серо-белая гамма, но не однообразная и не скучная, а проработанная. Общая серость вполне может быть объяснена характером показанного общества, а едва ли не единственная яркая деталь спектакля – лютики – одним из немногих настоящих чувств, проявляемых в спектакле. Декорация выполнена грамотно и довольно изобретательно: то школьная доска, на которой все пишут мелом, то экран, причем, создатели спектакля умудряются делать проекция на темный экран – трудно даже представить, как им это удалось. В остальном, проекция нужна для выведения бесконечности слов и букв – сведение с ума и подсознание, это весьма эффектно.

В спектакле очень сильный актерский состав, и, в первую очередь, хочется выделить Ивана Ефремова в главной роли Ардальона Передонова. Ох, какой у него «мелкий бес» - просто загляденье! Давненько порок на сцене не был так привлекателен. Иван играет с невероятным азартом, он подвижен, быстр, страстен, его эмоции меняются с невероятной скоростью. Его лицо чрезвычайно выразительно, как и используемый им язык тела. Некоторое мельтешение в движениях прекрасно дополняют его суматошный образ. Его герой, сходя с ума, по сути не сильно отличается от себя «нормального», и это намеренно, это понятно, т.к. само такое поведение адекватным быть не может, вне зависимости от состояния разума. Его герой заканчивает полным сумасшествием, выводя слово «БОГ» на доске, и, кажется, что в случае с мелким человечком, по попустительству получившем хоть какую-то власть над другими, иначе быть не может. Добавлю, что, хотя мне подумалось, что роль идеально подошла бы Дмитрию Лысенкову, Иван Ефремов просто великолепен.

Другая крутая роль – Варвара в исполнении Янины Лакоба. О, это просто блестящая дама. Ее вульгарная героиня на сцене вовсе не вульгарна, а комедийна и обаятельна, хороша в своей непосредственности и своей хитрости. В своих отношениях с Передоновым она играет в кошки-мышки, и это невероятно завораживает. Еще одна важная роль – Преполовенская, эмансипе – ох, огонь-женщина. Какой образ! С одной стороны, слегка карикатурный, но с другой – выразительный и живой. Ольга Белинская невероятно хороша в этой роли. В принципе, рассыпаться в комплиментах я могу по отношению к каждому в актерском составе, настолько все яркие и выразительные, а главное – у актеров просто глаза горят, им тааак нравится это хулиганство! Кажется, они сами ловят невероятный кайф от этой постановки.

Никита Кобелев – бывший штатный режиссер моей любимой Маяковки, и было невероятно интересно узнать, что он сможет поставить на сцене так непохожей на Маяковку Александринки. То, что получилось – «Тварь» - по своему стилю вполне подошла бы и Маяковке, и даже жаль, что такого хулиганства там нет. Но я рада, что такой талантливый спектакль оказался именно у Александринского театра: он в их символьной и интеллектуальной стилистике тоже, что мне бесконечно нравится. А еще… бесполезный факт: «Тварь» бывшего режиссера Маяковки на гастролях в Москве пересеклась с премьерой нового худрука Маяковки – интересное совпадение.

На мой взгляд, из трех привезенных прекрасных спектаклей Александринского театра «Тварь» - наиболее зрительский и наиболее понятный. Но! Это снова не постановка для случайного зрителя. Многие ожидают классику «как автор написал», нафталин, вот это все, а Александринский театр, к зрительскому счастью – всегда не так. К моему удивлению, я видела в самом начале ушедшую женщину с ребенком лет семи (!!!), хотя на билете четко написано, что 18+, что она там забыла?.. В спектакле много обращений к сексуальности, много провокации, и, хотя «Тварь» никогда не становится вульгарной, детям там не место. Были и другие ушедшие зрители, так что да – не всем заходит даже такой абсолютно крутой спектакль. А я… а что я? Я в восторге. Я получила невероятное удовольствие. Это уже восьмой, наверное, спектакль Александринского театра, что я видела – я не у каждого московского столько смотрела, и ни один меня не подвел. Все-таки для меня они самые крутые. Такое удовольствие! Рекомендую. Люблю бесконечно. За талант, за творчество. Хочу еще.

Режиссер Никита Кобелев, пьеса Валерия Семеновского на основе романа Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

Состав: Иван Ефремов (Ардальон Передонов); Янина Лакоба (Варвара); Ольга Белинская (Преполовенская); Николай Белин (Павлушка); Степан Балакшин (Николай Рутилов); Анна Селедец (Юлия); Виталий Сазонов (Антоша); Анастасия Пантелеева (Людмила); Любовь Штарк (Валерия); Анна Степанова (Дарья); Мария Кузнецова (Коковкина); Владимир Маликов (Саша Пыльников); Андрей Матюков (директор гимназии); Сергей Мардарь (его превосходительство); Сергей Еликов (доктор).