Когда ты получил четыре по математике (которую никогда не понимал, а тут хоба-на), а тебе говорят «Почему не пять»? Или когда ты сделал сальто, а тебе говорят: «Миша, ну как так, вот посмотри на Ванечку, Ванечка еще после сальто делает колесо и мостик!».
Вся вот эта лабуда — это обесценивание. И ребенку это очень больно. Постепенно ребенок теряет какую-либо мотивацию к учебе, к музыке, к рисованию, к спорту. И ничего не хочет уже от этой жизни. И превращается в Леру. Это моя падчерица, ей 12. Вот тут я писала, как нам трудно давались поначалу занятия:
Ей вообще было пофиг на все, до тех пор, пока я не начала ее хвалить за малейшие сдвиги. И вот мы пришли к табелю без троек. После восьми двоек, если что))
Естественно, мы устроили Лерке праздник! Купили тортик (небольшой, ей сладкое нельзя в принципе, но иногда же можно нарушить правило, раз в год-то). Разрешили даже этот тортик не резать, а за бочок куснуть.
Мы так обрадовались, что ее результаты становятся лучше! Последний табель — всего две четверки, остальные пятерки. Похвастались всем! Разослали табель друзьям (кто в курсе нашей ситуации), родственникам, ну и муж скинул табель в чат «семья». В этом чате есть еще Леркина мать, Вероника, и Кира — старшая сестра, которая живет с мамой.
От реакции мамы и сестры я, честно, офигела. Вероника просто… поставила смайлик. Нет бы сразу позвонить и трижды прокричать «вау!» или голосовым сказать что-то типа «Дочь, ты такая молодец, я горжусь тобой!». Нет, нифига. Смайлик.
А Кира так и вовсе написала, что «Это ты, Лерка, так учишься, потому что на второй год пошла и все по второму разу учишь». Без всякой радости за сестру, поздравлений или хотя бы уже смайлика, на худой конец. Мда.
Кире, понятное дело, обидно. Ее отметки в этой четверти — сплошные тройки. Не потому, что она какая-то глупая, отнюдь. Просто ей некогда. Дом, хозяйство, брат младший — на ней. Она просто не успевает как надо подготовиться к урокам, да и если требуется какая-то помощь с домашкой, то мама особо не поможет. Принцип мамы «ты сама как-нибудь».
Кира приезжала к нам на Новогодние каникулы, и так вышло, что из-за циклона она задержалась на неделю. Везти ребенка по гололеду 400 км муж отказался из соображений безопасности. И Кира была у нас. Лера с Лялей пошли в школу, Кира училась на дому. И она была в шоке, что каждый вечер у нас происходит вот что.
Я иду делать уроки с Лялей, параллельно помогая Лерке с русским. А папа в это время читает Леркины параграфы по истории и биологии, а потом ее проверяет - задает вопросы. Потом они вместе делают математику и так далее. И, соответственно, Кира тоже попала в нашу систему.
Лева пришел в детскую, куда мы поселили Киру, и говорит: «Ну, давай теперь твою историю делать». Кира в шоке. Как так? Родителю не пофиг? У меня не получается и мне...ээ...помогут?
В общем, вникнув в наши правила и подход, Кира поняла, почему ее сестра резко стала хорошо учиться. До нее дошло, что Лера не «тупая», как говорила про нее мама. Дошло, что у Леры есть шанс пойти и в 11 класс, и как-то вообще развиваться дальше. Что у Леры есть график: школа, художка, уроки, свободное время.
Но выразить что-то словами нормально, или проговорить свою обиду — значит, признать, что мама может быть не права. И Кира выбрала самый простой путь — обесценить Леркины достижения, повторить за мамой.
Что мне понравилось, - Лера впервые не стала молчать в ответ на такое. Она ответила сестре. В общем чате, чтоб и мама это увидела. И написала она вот что:
- Да, я в пятом классе второй раз. Но ведь в первый раз Я ТАМ НЕ УЧИЛАСЬ!
Согласитесь, девчонка весьма обаятельно кинула камешек в мамин огород)) Ведь это мама забрала ее со школы, хотя с малых Леркиных лет знала, что дочке нужна дисциплина, четкое расписание и контроль родителя. Вот правда, что маме мешало проследить за дочкой, понять, что именно у нее не получается, и помочь? Мама с работы уволилась. Так вперед, учи, занимайся. Нет, «сама как-нибудь».
В общем, вот такая реакция была на ребёнкины пятерки. От мамы никакая, от сестры — пассивная агрессия. А в целом получается обесценивание.
Я не знаю, что чувствует по этому поводу Лера. Наверное, мы поговорим с ней об этом в конце четвертой четверти, которую, я надеюсь, она тоже закончит благополучно. Хочу спросить ее о чувствах, которые она испытывает, когда ее поддерживают, и о том, что такое поддержка родителя. Чтоб она смогла вслух, не маме пока что, а самой себе проговорить, что помогло ей добиться таких результатов. Чтоб она могла сделать выводы.
А пока почитайте, как обычно мама общается с Лерой по телефону. Думаю, это многое прояснит:
#семья #подростки #школа #учеба #воспитание #обесценивание #дети #нашидети #мачеха