Найти тему
Armen

Как в Москве уничтожали дореволюционные памятники после 1917 года, и что ставили взамен

Почему советская власть решила избавиться от дореволюционных памятников? Какое отношение имели к социализму композиторы, герои Древнего Рима и европейские драматурги? Как открывали новые скульптуры в Москве, и где они располагались? А также - почему у многих памятников был спорный внешний вид? И как так вышло, что простояли новые монументы очень недолго? Об этом и не только расскажу сегодня.

Такое нам больше не нужно

Весной 1918 года в Москве, как и по всей стране, новая советская власть начала борьбу с монументами старого государства. 12 апреля вышел декрет Совета народных комиссаров (СНК) "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников российской социалистической революции". В третьем пункте документа как раз было указание о необходимости конкурса на новые монументы, которые отразили бы случившиеся в стране перемены.

Список исторических личностей, которым должны были поставить памятники в разных частях страны. То есть во многих городах монументы потом оказывались по сути одинаковыми, но имели чуть-чуть разный внешний вид.

30 июля СНК утвердил список из 60 человек, чьи скульптуры должны были украсить Москву, а также улицы других городов. Составляли перечень в Наркомате Просвещения. В него вошли, в первую очередь, известные деятели культуры, искусства, философии из разных эпох со всего мира. Они, по мнению В.И. Ленина, который и являлся автором идеи, прямо или косвенно выражали в своих суждениях идеи социализма. Владимир Ильич говорил, что наличие таких памятников очень важно. Люди, смотря на них в повседневной жизни, получали правильное коммунистическое воспитание.

-2
-3
-4

Демонтаж памятника императору Александру II на территории Кремля, 1918. С сайта www.pastvu.com.

Всего в Москве установили где-то 40 новых монументов. Первым из них стал бюст писателю А.Н. Радищеву. Он в своё время выражал недовольство положением крепостных крестьян, а также отношением к ним помещиков. Взять хотя бы его произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" 1790 года. Создавал памятник скульптор Леонид Шервуд. Торжественное открытие состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади.

Подходящий образ мысли

Меньше чем через месяц, 3 ноября, перед москвичами предстали ещё три монумента. Первый, в честь поэта Ивана Никитина, расположили на Театральной площади, близ Китайгородской стены. Его создавал скульптор А.Н. Блажевич. На Рождественском бульваре установили памятник писателю Тарасу Шевченко. Автором был С.А. Сырейщиков. Третьим украшением города нового толка стал монумент поэту Алексею Кольцову рядом со стеной Китай-города на площади Революции. Эту скульптуру создавал С.М. Волнухин.

-5
-6
-7

Памятник А.Н. Радищеву на Триумфальной площади, 1918. Поскольку все работы выполняли очень быстро, монументы не слишком отличались продуманностью и художественной выразительностью. В этом вы убедитесь на последующих фотографиях. С сайта www.pastvu.com.

К первой годовщине Октябрьских событий, 7 ноября 1918 года, в столице появились ещё несколько новых памятников. Главным из них стал монумент Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Творение С.А. Мезенцева установили на площади Революции. На церемонии открытия выступал сам В.И. Ленин. В тот же день Москва обзавелась памятником немецкому поэту и публицисту Генриху Гейне на Страстном бульваре авторства Г.И. Мотовилова. Последний, кстати, в будущем участвовал в оформлении множества станции Московского метро.

-8
-9
-10

В. И. Ленин выступает на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции, 1918. С сайта www.pastvu.com.

На Новинском бульваре появился памятник французскому социалисту Жану Жоресу (создатель - С.Н. Страж). Миусская площадь получила сразу две скульптуры: покушавшегося ещё на Александра II Степана Халтурина (автор С.С. Алёшин) и Софьи Перовской (работа И.Ф. Рахманова). Она, в отличие от своего предшественника, цели по уничтожению государя в 1881 году достигла. Историки считают, что Софья лично разрабатывала основные детали плана.

Быстро, но недолговечно

Позже, хоть и не столь массово, в городе по-прежнему появлялись памятники героям старого времени, которые в новой реальности обрели особый смысл. У входа в Александровский сад установили монумент Ивану Каляеву (он "устранил" московского генерал-губернатора Сергея Александровича в 1905 году). На площади Революции "выросла" очередная скульптура. На этот раз посвящённая одному из лидеров Великой французской революции конца 18 века Жоржу Жаку Дантону.

-11
-12

Памятник Ивану Каляеву около входа в Александровский сад, 1918. Видимо, с открытием так торопились, что указали неправильное отчество, - Петрович вместо Платоновича. Потом ошибку исправили. С сайта www.pastvu.com.

Не обошли вниманием и теоретика анархизма Михаила Бакунина. Его монумент установили на пересечении Мясницкой улицы и Бульварного кольца. Удостоился чести быть представленным в Москве и бельгийский драматург Эмиль Верхарн. Он "обосновался" на Страстном бульваре. Английский поэт Джордж Байрон и французский писатель Виктор Гюго появились перед фойе Малого театра и на площади Журавлёва соответсвенно. Хотя с автором "Собора Парижской Богоматери" вышла неприятная история. Памятник во время установки треснул. Да так, что работы не смогли закончить. По факту, москвичи его так и не увидели.

-13
-14

Памятник Михаилу Бакунину, 1918-1919. С сайта www.pastvu.com.

Похожая ситуация произошла и с монументом просветителя Николая Новикова. Его создавала знаменитая в будущем Вера Мухина. Только здесь дальше макета дело не пошло. Глиняное изваяние хранилось в неподходящих условиях и от низкой температуры потрескалось. Замысел Мухина так и не смогла исполнить. Проблемы сохранности возникали со многими памятниками, которые так спешно делали в 1918 году и позже. Дело было в том, что они считались временными.

-15
-16
-17

Памятник Степану Разину авторства скульптора Сергея Конёнкова на Лобном месте, 1919. С сайта www.pastvu.com. Простоял он совсем недолго. Потом его вроде перевезли на хранение в фонд Русского музея в Петербурге.

В качестве материалов в основном использовали дерево, гипс и другие недолговечные субстанции. Это стало главной причиной того, что простояли первые творения нового государства весьма недолго. Поэтому никто из ныне живущих в Москве людей так и не увидел их.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!