Найти тему
Armen

Станция Московского метро, которая проработала всего один день, а потом её на время пришлось закрыть

Оглавление

Почему станцию закрыли на следующий же день после торжественного открытия? Когда она снова начала работать? Для чего решили сделать оригинальные купола на сводах, и какие проблемы возникли с этим замыслом? Правда ли, что идея оформления платформы связана с природой? А также - какие интересные элементы декора есть в наземном вестибюле? И почему спустя несколько десятилетий станция вновь на время стала конечной? Об этом и не только расскажу сегодня.

Открыли, чтобы закрыть

Станция "Орехово" начала работать 30 декабря 1984 года и стала конечной для нового участка Замоскворецкой линии от "Каширской". Однако уже на следующий день, 31 декабря, пассажиры не смогли попасть на платформу. В тоннельном перегоне "Царицыно" - "Орехово" просели пути из-за вымывания грунта под ними. Считается, что виноват в этом был Царицынский пруд, под которым проложили те самые тоннели. Всё пришлось срочно закрывать и ремонтировать. Работы продолжались до 9 февраля 1985 года.

-2
-3

Интересная схема. Несмотря на то, что выпущена в 1983 году, все участки уже отмечены как действующие. Есть только примечание, что они откроются позже. С сайта www.metro.ru.

Само же строительство не было чересчур сложным. Станцию сооружали открытым способом. То есть с помощью котлована. Расположили его на стыке Шипиловского проезда и музея-заповедника "Царицыно". В целом, платформа являлась типовой по конструкции. Но архитекторы захотели придать ей некоторой уникальности. Проект создавали Лев Попов, Вадим Волович и Галина Мун. Они решили поработать над сводами, потому что им тогда редко кто уделял внимание. Обычно они оставались не тронутыми художественным замыслом: простыми белыми балками.

-4
-5

Проект станции "Орехово". Из журнала "Метрострой" за 1983 год (№1).

Здесь же вместо привычного потолка должна была появиться последовательная цепь куполов. На тот момент решение являлось уникальным - в Московском метро ещё никто такого не делал. Сначала планировали, что состоять купола будут из двух железобетонных полусфер. В первую очередь, для удобства производства и дальнейшей транспортировки с завода. Но оказалось, что стыки блоков получались некрасивыми. Более того, они не поддавались качественной отделке.

Подземелье с куполами

Как вы понимаете, наличие швов красоты станции не придавало. Поэтому инженеры решили действовать по-другому. Сооружать купола из железобетона придумали прямо на месте с помощью передвижной металлической опалубки. Это такая штука, которая позволяет придавать конструкциям из определённых материалов нужную форму. Таким образом удалось создать крупные ниши на сводах, которые отличали "Орехово" от всех других станций.

-6
-7

Купола на сводах станции "Орехово", 2020. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

Внутри куполов разместили оригинальные квадратные светильники с люминесцентными лампочками. В некоторых углублениях повесили станционные указатели. Они также получили подсветку. Ещё одной интересной особенность "Орехова" стала отделка путевых стен. Обычно на платформах низ у неё чёрный, а верх светлый. Здесь же всё наоборот: под сводами находится неширокая полоска из тёмно-серого мрамора. Далее начинается отделка из того же материала, но уже белого цвета. Лишь в самом низу можно увидеть маленькую полоску из розового-серого гранита. Его же, кстати, использовали и для пола станции.

-8
-9
-10

Станция "Орехово" в 2009 году. Здесь хорошо видны светильники в нишах. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

Табличку с названием из крупных объёмных букв расположили очень высоко: практически под боковыми сводами. Если верить путеводителям по Московскому метро, то основная идея оформления станции - это "охрана природы". Возможно, из-за близости музея-заповедника "Царицыно". Поэтому платформа имеет несколько тёмное оформление. Своды покрыты штукатуркой земляного цвета. Некоторые исследователи архитектуры даже усматривают в обыкновенных колоннах отсылку на корни растений и деревьев. Трудно сказать, вкладывали ли настолько глубокий смысл зодчие в свой проект.

Почему закрыли столько станций

Однако подтверждение теории об оформлении станции в теме охраны природы имеется. Находится оно в южном наземном вестибюле. Между окном, выходящим на парк, и эскалаторами есть скульптурная группа авторства Леонида Берлина под названием "Прогулка в парке". В овальной бронзовой раме вы можете увидеть женщину, кормящую грудью ребёнка, в окружении собак. Правее на мосту с башенками спиной к пассажирам сидит девочка. Далее располагается старик, который кормит собак.

-11
-12

Скульптурная композиция в наземном вестибюле станции "Орехово", 2020. Фото отсюда: https://irecommend.ru

Не менее интересное оформление и у вестибюля как такового. Его сделали в форме бетонного цилиндра с огромными арками. По виду он чем-то напоминает пенёк. Второй выход в город архитектурными изысками не отличается. Это просто подземный переход. Осенью 2022 года "Орехово" снова на время стала конечной станцией после закрытия участка Замоскворецкой линии до "Автозаводской".

-13
-14

Южный наземный вестибюль станции "Орехово", 2019. Автор фото: Christopher Herwig. Отсюда: https://tehne.com

Связано это уже не с тоннелем под Царицынским прудом. В 1985 году с этой задачей смогли справиться. Но спустя 16 лет возникли проблемы между станциями "Царицыно" и "Кантемировская". Работы длились аж до 2014-го. Движение приходилось останавливать лишь периодически. В целом, ограничивались ночными работами и снижением скорости поездов.

-15

Укреплённый после аварии 2001 года участок тоннеля между станциями "Царицыно" и "Кантемировская", 2014. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

Но проблема, как оказалось, не была решена полностью. В 2022 году вновь случились неприятности на этом же участке. Вместо ремонта старого тоннеля, решили строить новый. А поскольку оборотные тупики есть лишь на станциях "Автозаводская" и "Орехово", пришлось закрыть такой длинный участок. Предполагается, что полностью работы завершат в середине мая 2023 года.

-16

Схема ограничения движения на Замоскворецкой линии, 2022. Отсюда: https://www.mos.ru. В марте 2023 года открыли БКЛ. Она пересекает Замоскворецкую линию на "Каширской". Поэтому транспортная ситуация немного улучшилась.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!