Правда ли, что изначально здесь были сплошные огороды? Что такое басман, и какое отношение он имел к царскому столу? Когда тут появилась улица? Откуда произошло такое не совсем благозвучное название: неужели здесь и правда было настолько грязно? А также - как из места с буйной растительностью и палисадниками улица превратилась в широкую магистраль практически без деревьев? Об этом и не только расскажу сегодня.
Овощи, фрукты и басман
Садовая-Черногрязская улица располагается между двумя площадями: Красные ворота и Земляной вал. Сегодня длина проезжей части составляет 650 метров. Однако на старых картах (например, середины 19 века) можно заметить, что улица начиналась от современного проспекта Академика Сахарова. Но уже вскоре она оформилась в нынешних границах. Здешние места заселили задолго до появления дороги как таковой.
Садовая-Чрногрязская улица на карте современной Москвы. Яндекс.Карты.
С чётной стороны была огромная Огородная слобода. Здесь проживали люди, которые выращивали к царскому столу разные фрукты и овощи. С нечётной стороны изначально также находились пахотные земли. Они принадлежали Вознесенскому женскому монастырю и занимали всё пространство между Старой и Новой Басманными улицами. Кроме огородов тут располагалась Басманная слобода. Там выпекали хлеб под названием "Басман".
Огородная слобода на восстановленной карте Москвы 1675 года. С сайта www.retromap.ru.
Историки всё ещё пор спорят, откуда взялось это наименование. Сторонники первой точки зрения считают, что термин означает "вес" и может происходить из татарского и даже шведского языка. Согласно другой теории, название пошло от клейма (басмы), которое ставили на тесте. Готовое изделие имело печать на корочке. Слободы были здесь вплоть до начала 18 века, пока столицу не перенесли в Петербург. Так как обслуживали они царский двор, в Москве в них уже никто не нуждался.
Разделённые валом
В конце 16 века на месте современной улицы появился Земляной вал - линия городских оборонительных укреплений. Преодолеть их тут можно было только в одном месте: через Покровские ворота. Сейчас там находится площадь Земляной вал. Уже в конце 17 столетия открыли ещё один проезд через Мясницкую и Каланчёвскую улицы. Ближе к концу существования укреплений, то есть во второй половине 18 века, их оборонительное значение было утрачено. Поэтому появилось ещё несколько "проломов".
Садовая-Черногрязская улица чуть дальше, чем Красные ворота, в сторону площади Земляной вал, 1901-1902. С сайта www.pastvu.com.
Довольно быстро после ликвидации слобод земли заняли купцы. Они возвели здесь множество деревянных одноэтажных домов с мезонинами (небольшая надстройка над центральной частью здания). В конце 18 века от Земляного вала как такового мало что сохранилось. А прямо посреди улицы появились лавки, кабаки, кузницы и т.п. Снесли это всё лишь в 1820-х годах, вместе с остатками некогда очень важных городских укреплений.
Церковь Трёх Святителей (она имела нумерацию по Садовой-Черногрязской улице) на месте современного вестибюля станции метро "Красные ворота" и собственно сами Красные ворота, в честь которых назвали площадь, 1897. С сайта www.pastvu.com.
В целом, новая улица получилась широкой. Но её пространство суживали многочисленные палисадники у домов. По чётной стороне земли принадлежали представителям знатных фамилий: Юсуповым, Нарышкиным, Орловым-Чесменским и др. Напротив располагался Запасный дворец. Сейчас в этом несколько раз перестроенном здании находится главный центр управления РЖД. Остальные участки были в собственности купцов, мещан, мелких чиновников и даже крестьян.
Где тут чёрная грязь
Сначала улица как такового названия не имела. На картах её указывали просто, как часть Земляного вала. Но в 1850-х годах она стала Садовой-Черногрязской. Если с первой частью имени вопросов не возникает, то вторая породила разные легенды. Основная из них - это непролазная грязь. Якобы здесь было невозможно ни проехать, ни даже пройти. Однако, во-первых, бродными становились очень многие московские улицы во время осадков даже в 1920-х годах. А, во-вторых, название связано с кое-чем другим.
Садовая-Черногрязская улица около современного института Глазных болезней (Алексеевской больницы), 1903-1910. С сайта www.pastvu.com.
Дело в том, что ещё во второй половине 19 века здесь протекала река Черногрязка (приток Яузы). Есть несколько версий происхождения её названия. Согласно первой, это болотистые берега, покрытые "чёрной грязью". Однако окраситься в такой цвет они могли благодаря торфу, а также чёрным глинам. Вторая гипотеза гласит, что причина наименования в близком расположении истока реки к Чистым прудам. Их давным-давно именовали "Погаными", потому что туда сливали нечистоты. Сейчас река находится в подземном коллекторе.
Река Черногрязка (здесь показана как ручей Чечёра) на карте Москвы 1865 года. Речка пересекала Садовое кольцо немного южнее современной улицы. С сайта www.retromap.ru.
Если возвращаться к самой улице, то ближе к концу 19 века она была весьма благоустроенной. Проезжую часть замостили булыжником. В тёмное время суток дорогу освещали газовые фонари. Уже в 1878 году здесь проложили маршрут конки от Курского вокзала до современной Комсомольской площади. В начале 20 века вместо повозки, запряжённой лошадьми, запустили электрический трамвай. Но, конечно, улица совсем не была похожа на ту, что мы видим сегодня. Застройка оставалась в основном низкой, а у некоторых домов даже сохранялись палисадники.
От палисадников до единичных деревьев
В середине 1930-х годов случилась реконструкция улицы. Её попытались расширить, а также благоустроили площадь Земляной вал. Но в целом, здесь сохранили немалую часть зелени, а также исторические здания (особенно на чётной стороне). Там потом, в 1950 году, возвели только один сталинский жилой дом (№16-18с1). А вот напротив таких построек уже гораздо больше. Некоторые из них появились ещё в начале 1930-х, а какие-то спустя два десятилетия.
Вид на площадь Земляной вал в сторону Садовой-Черногрязской. То есть улица была разделена в этом месте большим домом, 1920-1930. С сайта www.pastvu.com.
Таким образом, современный облик Садовая-Черногрязская приобрела ближе к концу 1950-х. Со годами зелень отсюда исчезла. Но несколько лет назад растительность попытались вернуть. Однако деревьев посадили настолько мало, что смотрится это странно. Кроме того, здесь очень шумно и пыльно от проезжающих машин. Поэтому совершить приятную прогулку вряд ли получится.
Площадь Земляной вал и Садовая-Черногрязская улица в сторону Красных ворот, 1956-1959. Фото И. Шагина, с сайта www.pastvu.com.
Страдают не только пешеходы, но и сами автомобилисты. Участок от Старой до Новой Басманной - это постоянная пробка. Она есть практически в любое время. Отличие лишь в том, насколько долго вы будете в ней стоять. Интересно, что в обратном направлении (в сторону Курского вокзала) машины всегда едут свободно. Таким образом, в наше время улица превратилась в типичную магистраль почти без зелени, как и другие участки Садового кольца.
Садовая-Черногрязская улица около площади Земляной вал. Вид с дома №13/3с1 в сторону Садовой-Спасской, 1988-1990. Как видите, проблемы с движением были уже тогда. Фото В. Ахломова, с сайта www.pastvu.com.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!