Что располагалось раньше на месте района? Почему здешние Мытищи называли Малыми? Что такое мыза, и какое отношение термин имел к роскошной императорской жизни? Как так получилось, что посёлок для метростроевцев на территории района был, а самого метро здесь так и не появилось? А также - почему дорога сюда и отсюда занимает много времени? И настолько ли тут всё плохо с транспортной доступностью? Об этом и не только расскажу сегодня.
Мытищи, только Малые
Ярославский район раскинулся небольшой полоской по обеим сторонам одноимённого шоссе. Здесь не так много жилых кварталов, зато немалое количество разных автомобильных салонов, сервисов, а также складских помещений. Особенно в начале Ярославского шоссе. С запада район ограничен железной дорогой, с востока - национальным парком "Лосиный остров". Он, кстати, в состав этой административной единицы не входит, а является частью Метрогородка. Это другой район, уже в восточном округе столицы.
Современные границы Ярославского района. Яндекс.Карты.
Когда-то на территории Ярославского района было две деревни. Одна из них получила название Малые Мытищи так как обладала менее внушительными размерами, чем соседние Большие Мытищи (сейчас это подмосковный город Мытищи). В документах территория впервые упоминается в 1719 году. Тогда её именовали "Новосёлками". Историки считают, что это указывает на сравнительно недавнюю, к тому моменту, дату возникновения. Находилась деревня на пересечении Ярославского шоссе с рекой Ичкой, то есть ближе к современной МКАД.
Благодаря расположению на оживлённой дороге, во второй половине 18 века здесь была, например, торговая изба. В ней путники могли остановиться, чтобы поесть и переночевать. В документах 1773 года можно впервые увидеть название деревни - Малые Мытищи. В целом, десятилетиями здесь мало что происходило. Всё изменилось, когда тут открыли железную дорогу в 1862 году. Территория быстро превратилась в популярную дачную местность. С этим связан и основной род занятий жителей Малых Мытищ. Они промышляли извозом.
В состав Москвы деревня вошла в 1960 году, потому что это земли попали в черту новой кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Остатки сельской архитектуры сохранялись тут весьма долго. Окончательно местность застроили типовыми многоэтажками только в конце 1970-х годов. К сожалению, никаких напоминаний о прошлом этой части современного района в топонимике не сохранилось.
Райская мыза
Другим селением на территории нынешнего района было Раево-Мыза. Оно располагалось в начале современного Ярославского шоссе. Деревня возникла в 1720-х годах в составе Тайницкой волости. Её Петр I подарил своей жене, будущей императрице Екатерине I. Считается, что название заимствовали от села Раева, которое располагалось на месте района Северное Медведково. Но, чтобы дать отличительную черту, добавили вторую часть - Мыза. Так называли усадьбы. И правда, Екатерина I выстроила здесь для себя красивый и комфортный домик. Поэтому многие исследователи считают, что происхождение первой части названия может быть связано со словом "рай".
Вы уже, наверное, заметили деревню Раево на карте, размещённой выше. На этом плане окрестностей Москвы 1878 года название поселения совсем уж интересное. С сайта www.retromap.ru.
Предназначалось это место для отдыха будущей государыни, когда она ездила в Троице-Сергиев монастырь. После смерти Екатерины I деревня некоторое время находилась в упадке, пока интерес к ней не проявила Елизавета Петровна. Она предпочитала останавливаться по дороге в обитель в селе Тайнинском, а Раево подарила своей бывшей фрейлине, которая на тот момент была замужем за князем Чоглоковым. Дальнейшая судьба деревни печальна. Крестьянская реформа 1861 года сделала местных жителей ненужными. А оставшиеся землевладельцы предпочли продать свои участки.
Дачный дом на 4-й линии Красной Сосны, 1935. Сейчас в этом месте находятся несколько зданий на Ярославском шоссе под №6. С сайта www.pastvu.com.
В 1877-1878 годах здесь соорудили артиллерийские склады. Они заняли почти всю территорию бывшего Раева. Чуть больше, чем через 30 лет, ближе к железной дороге появились дачные домики для. Их строили для Общества вспомоществования торговых служащих. Дальше данные историков разнятся. Одни пишут, что в 1911 году посёлок стал называться Красная Сосна. Другие настаивают, что произошло это несколько позже, в советское время. Как бы там ни было, земли эти числились за городом Лосиноостровском, который с 1939 года стал Бабушкиным. В 1960-м местность стала частью Москвы.
Городок строителей метро
Ещё одним интересным поселением в границах современного района был городок Метростроя на Ярославском шоссе. Там жили те, кто приезжал со всего СССР работать на сооружении станций Московского метро. Сначала тут возвели несколько деревянных бараков. В конце 1930-х построили более капитальные здания (дома №126, 128, 130) с коммунальными квартирами. На рубеже 1950-х тут появилось общежитие метростроя, школа, дом культуры и несколько других зданий.
Примерная датировка 1932-1950. Из книги Л.А. Прянишниковой "Веков замысловатое плетенье". С сайта www.pastvu.com.
В наше время судьба здание бывшего посёлка Метростроя не совсем понятна. Если посмотреть на карту реновации, многие из жилых строений попали в эту программу. На официальном сайте сообщается, что переселение жильцов пока не началось. А значит в ближайшее время дома не снесут. Однако, похоже, это всё-таки произойдёт в будущем.
Карта реновации. Зелёным отмечены дома, которые попали в программу. Красные - это площадки для строительства новых зданий. Карта отсюда: https://fr.mos.ru
Когда в 1960 году Ярославское шоссе с прилегающей территорией до МКАД вошло в состав Москвы, то местность стала частью довольно большого по площади Дзержинского района. Потом, чтобы упростить процесс управления, границы изменились, и появились несколько новых районов. Одним из них стал Бабушкинский, в который вошла описанная выше местность. Ярославский район в современных границах появился только после административной реформы 1995 года.
Ни отсюда, ни сюда
Ярославский район сегодня место неоднозначное. Плюсом является наличие парка "Лосиный остров" рядом. Хотя там сейчас строят новый жилой комплекс. Интересно, как удалось получить разрешение воплотить проект на землях особо охраняемой природной территории ("Лосиный остров" имеет статут национального парка). Во дворах жилых микрорайонов здесь также достаточно зелени. Многие жители отмечают неплохую инфраструктуру: магазины, школы и места для досуга.
Ярославское шоссе от Малыгинского проезда в сторону МКАД, 2020. Фото отсюда: https://renovatsiya-moskva.ru
Пожалуй, главным недостатком района является его транспортная доступность. Станций метро здесь нет и, похоже, никогда не будет. Делать ответвление от Калужско-Рижской линии бессмысленно. Это загрузит её ещё больше. Прокладывать собственную тоже нельзя. Дальше МЦК в центр её вести некуда. Так что ближайшей к району станцией остаётся "ВДНХ", до которой можно добираться долго из-за вечных пробок на Ярославском шоссе и проспекте Мира. Стоит отметить, что автобусы ходят хорошо. Маршрутов много. Однако сквозь постоянные заторы быстро не проехать.
Ярославское шоссе от дома №131 в сторону центра, 2015. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org. Кстати, по данным за март 2023 года в этом районе одни из самых дешёвых квартир в Москве. Если смотреть по цене за квадратный метр.
Есть ещё линия Ярославской железной дороги со станциями "Лось" и "Лосиноостровская". Но это лишь для тех, кто живёт в пешей доступности от платформ. Для остальных не очень удобно. Тем, у кого есть личный автомобиль, повезло больше. Но им всё равно придётся мучиться в пробках вместе с теми, кто едет на автобусах. Наконец, существует станция МЦК "Ростокино". Однако располагается она на южной окраине района. Доехать на общественном транспорте близко к платформе не получится. До неё от остановки придётся идти около 15 минут. Ну или можно пройтись пешком от жилых домов в начале Ярославского шоссе. В пробках стоять не будете, но протяжённость маршрута составит около 2 километров.
К вопросу о пробках. Скрин сделал в 11:30 в воскресение (2 апреля). Даже в такое время придётся постоять тем, кто хочет проехать в сторону ВДНХ. Яндекс.Карты.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!