Найти тему

Доспехи, как искусство. Потрясающее рыцарское снаряжение Элизеуса Либертса

Элизеус Либертс по праву считается гениальнейшим ювелиром-оружейником XVI века, создававшим не просто рыцарские доспехи, а роскошные произведения искусства, завораживающие богатейшей рельефной отделкой. Целые истории разворачивает Либертс на своих доспехах, рассматривать и разгадывать которые одно удовольствие.

О жизни этого выдающегося мастера не сохранилось практически никаких сведений, неизвестно когда, где и в чьей семье он родился, у кого учился своему мастерству. Впервые Либертс упоминается в архивных документах в 1557 году, как антверпенский ювелир и оружейник. В 1560-х годах он много работает по заказу европейских правителей, для которых создает впечатляющие доспехи и снаряжение.

В наши дни два его самых потрясающих доспеха хранятся в Оружейной палате Государственных художественных собраний Дрездена. В самом начале 2020 года мне повезло посетить этот музей, и я смогла воочию насладиться мастерством этого талантливого ювелира XVI века.

Оба доспеха были созданы для шведского короля Эрика XIV. Первый является даже не отдельным доспехом, а колоссальным гарнитуром, включающий роскошные доспехи для коня и всадника, изготовленные в едином стиле. Этот гарнитур под названием «Золотая броня» был создан в 1562 – 1564 годах. Повод для создания столь внушительных доспехов был самый что ни на есть торжественный – король Эрик в то время настойчиво добивался руки и сердца английской королевы Елизаветы I и надеялся поразить ее, представ в таком великолепном облачении.

Элизеус Либертс. Гарнитур "Золотая броня". 1562-1564. Государственные художественные собрания Дрездена
Элизеус Либертс. Гарнитур "Золотая броня". 1562-1564. Государственные художественные собрания Дрездена

Либертс создал доспехи из полированного и позолоченного железа и богато украсил их рельефными орнаментами, изображениями, а также мифологическими и историческими сценами, нанесенными с помощью травления и чеканки и покрывающими чуть ли не каждый сантиметр этих доспехов.

Чего только не увидишь на этом гарнитуре – тут и типично ренессансные цветочные усики и пышные букеты цветов и фруктов, и самые разные земные и мифические существа – бабочки, птички, змеи, дельфины, гиппокампусы, сфинксы, грифоны, и военные трофеи, и милые путти, и маскароны. Настоящая энциклопедия символических образов XVI века.

Не меньшее впечатление производят четырнадцать досконально проработанных овальных медальона, в которых изображены сцены с подвигами Геракла. Кстати, эти сцены дали гарнитуру второе название – «Доспехи Геракла». Только посмотрите, как поразительна каждая из них, созданная с огромным мастерством и любовью к своему делу.

К сожалению, король Эрик так никогда и не увидел свои прекрасные доспехи. Когда в 1564 году Элизеус Либертс отправился с ними на корабле из Антверпена в Швецию, он был захвачен датским королем Фредериком II. В то время Швеция и Дания находились в состоянии войны и «Золотая броня», а также еще один созданный Либертсом для короля Эрика доспех стали военными трофеями. Ювелиру же предложили высокую должность придворного медальера при королевском дворе Дании, где он и проработал до своей смерти в 1572 году.

Доспехи оставались в королевской оружейной палате в Копенгагене в течение сорока лет, а в 1604 году саксонский курфюрст Кристиан II при посредничестве нюрнбергского ювелира Генриха Кнопфа купил «Золотую броню» и второй доспех Либертса за 8800 гульденов. Так доспехи и оказались в Дрездене.

Вторым доспехом Либертса, участвовавшим во всех исторических перипетиях вместе с «Золотой броней» считается доспех курфюрста Иоганна Георга I, тоже созданный изначально для короля Эрика XIV в те же годы, что и «Золотая броня», и тоже в итоге так к нему и не попавший. Этот доспех был куплен саксонским курфюрстом Кристианом II в подарок для младшего брата, будущего курфюрста Иоганна Георга I, предположительно по случаю его женитьбы на Сибилле Елизавете Вюртембергской 16 сентября 1604 года.

Элизеус Либертс. Доспехи курфюрста Иоганна Георга I. 1562-1564. Государственные художественные собрания Дрездена
Элизеус Либертс. Доспехи курфюрста Иоганна Георга I. 1562-1564. Государственные художественные собрания Дрездена

Этот доспех поражает контрастным сочетанием черного фона и изысканного золотого рельефного декора. Центральным мотивом нагрудника является картуш с головой Медузы, окруженная растительными завитками, цветочно-фруктовыми букетами, военными трофеями, маскаронами и самыми разными существами – сфинксами, сиренами, грифонами, дельфинами, кучерявыми львами и т.д.

На спине в центре Либертс поместил медальон с изображением опирающегося на палицу Геракла. Иконографическим источником этого рельефа является одна из самых известных античных скульптур – «Геркулеса Фарнезского», обнаруженная при раскопках руин Терм Каракаллы на Авентине в Риме в 1546 году.

Гликон и Лисипп. Геркулес Фарнезский. Начало III в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь
Гликон и Лисипп. Геркулес Фарнезский. Начало III в. н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

Эти доспехи, судя по всему, стали самыми роскошными из всех, которыми владел Георг, потому что шестнадцать лет спустя, в 1620 году, он заказал одному дрезденскому художнику свой парадный портрет в полный рост в этих доспехах. На портрете доспехи покрывают буквально все тело курфюрста, хотя на самом деле у них не было ни сабатонов (металлическая защитная обувь), ни голеней. Эта часть рождена воображением художника, надо сказать, очень изобретательным, потому что мастер сумел создать полное ощущение, что так и было на самом деле. Но сегодня портрет экспонируется в зале рядом с самим доспехом и это дает возможность сравнить реальное облачение и живописное.

Неизвестный художник. Портрет курфюрста Саксонии Иоганна Георга I в доспехах. 1620-1625. Государственные художественные собрания Дрездена
Неизвестный художник. Портрет курфюрста Саксонии Иоганна Георга I в доспехах. 1620-1625. Государственные художественные собрания Дрездена

Имя автора портрета неизвестно, как и то, почему художник написал золотой рельеф таким насыщенным оранжево-красным цветом, едва отличающимся от красных перьев и других элементов облачения.

Помимо доспехов Либертс создавал декоративные элементы для седел, а также впечатляющие щиты. Один из его щитов находится сегодня в Королевской коллекции Великобритании.

Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании
Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании

Парадный щит или как его еще называют «Щит Челлини» был создан Элизеусом Либерсом в 1560-х годах. Щит считается одним из лучших изделий XVI века и долгое время его автором считали Бенвенуто Челлини. Челлини был выдающейся личностью своего времени. Ювелир, скульптор, живописец, медальер, гравер, писатель, музыкант, авантюрист, он прожил насыщенную жизнь и создал целых ряд виртуозных произведений искусства.

Только в 1862 году авторство Челлини было опровергнуто и определено, что создателем щита является Элизеус Либертс. Сегодня в дрезденской Оружейной палате есть другой похожий щит, который, вероятно, и помог с определением подлинного авторства. Специалисты выяснили, что щит был изготовлен мастером для французского короля Генриха II.

Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании
Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании

Щит выполнен из вороненой стали, рельефный декор нанесен с помощью тиснения, отдельные фрагменты позолочены. По внешнему кругу щит украшен гротескными фигурами в стиле ренессанса, между которыми помещены четыре сцены из жизни Цезаря, исполненные с величайшим мастерством. Сцены битвы получились особенно динамичными.

Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании
Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании

Одни воины ожесточенно сражаются и под их ударами соперники падают наземь, другие стреляют из лук, третьи вырывают знамя из рук знаменосца, тут же скачущие кони, падающие кони, все в мыле, с безумными глазами и вздыбающейся гривой. Очень эффектные сцены, созданные воистину гениальным мастером.

Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании
Элизеус Либертс. Парадный щит (Щит Челлини). Середина XVI века. Королевская коллекция Великобритании

За пятнадцать лет своей деятельности Элизеус Либертс создал немало потрясающих доспехов и предметов защитного вооружения, которые сегодня находятся в коллекциях многих крупных европейских музеев.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!