Элизеус Либертс по праву считается гениальнейшим ювелиром-оружейником XVI века, создававшим не просто рыцарские доспехи, а роскошные произведения искусства, завораживающие богатейшей рельефной отделкой. Целые истории разворачивает Либертс на своих доспехах, рассматривать и разгадывать которые одно удовольствие.
О жизни этого выдающегося мастера не сохранилось практически никаких сведений, неизвестно когда, где и в чьей семье он родился, у кого учился своему мастерству. Впервые Либертс упоминается в архивных документах в 1557 году, как антверпенский ювелир и оружейник. В 1560-х годах он много работает по заказу европейских правителей, для которых создает впечатляющие доспехи и снаряжение.
В наши дни два его самых потрясающих доспеха хранятся в Оружейной палате Государственных художественных собраний Дрездена. В самом начале 2020 года мне повезло посетить этот музей, и я смогла воочию насладиться мастерством этого талантливого ювелира XVI века.
Оба доспеха были созданы для шведского короля Эрика XIV. Первый является даже не отдельным доспехом, а колоссальным гарнитуром, включающий роскошные доспехи для коня и всадника, изготовленные в едином стиле. Этот гарнитур под названием «Золотая броня» был создан в 1562 – 1564 годах. Повод для создания столь внушительных доспехов был самый что ни на есть торжественный – король Эрик в то время настойчиво добивался руки и сердца английской королевы Елизаветы I и надеялся поразить ее, представ в таком великолепном облачении.
Либертс создал доспехи из полированного и позолоченного железа и богато украсил их рельефными орнаментами, изображениями, а также мифологическими и историческими сценами, нанесенными с помощью травления и чеканки и покрывающими чуть ли не каждый сантиметр этих доспехов.
Чего только не увидишь на этом гарнитуре – тут и типично ренессансные цветочные усики и пышные букеты цветов и фруктов, и самые разные земные и мифические существа – бабочки, птички, змеи, дельфины, гиппокампусы, сфинксы, грифоны, и военные трофеи, и милые путти, и маскароны. Настоящая энциклопедия символических образов XVI века.
Не меньшее впечатление производят четырнадцать досконально проработанных овальных медальона, в которых изображены сцены с подвигами Геракла. Кстати, эти сцены дали гарнитуру второе название – «Доспехи Геракла». Только посмотрите, как поразительна каждая из них, созданная с огромным мастерством и любовью к своему делу.
К сожалению, король Эрик так никогда и не увидел свои прекрасные доспехи. Когда в 1564 году Элизеус Либертс отправился с ними на корабле из Антверпена в Швецию, он был захвачен датским королем Фредериком II. В то время Швеция и Дания находились в состоянии войны и «Золотая броня», а также еще один созданный Либертсом для короля Эрика доспех стали военными трофеями. Ювелиру же предложили высокую должность придворного медальера при королевском дворе Дании, где он и проработал до своей смерти в 1572 году.
Доспехи оставались в королевской оружейной палате в Копенгагене в течение сорока лет, а в 1604 году саксонский курфюрст Кристиан II при посредничестве нюрнбергского ювелира Генриха Кнопфа купил «Золотую броню» и второй доспех Либертса за 8800 гульденов. Так доспехи и оказались в Дрездене.
Вторым доспехом Либертса, участвовавшим во всех исторических перипетиях вместе с «Золотой броней» считается доспех курфюрста Иоганна Георга I, тоже созданный изначально для короля Эрика XIV в те же годы, что и «Золотая броня», и тоже в итоге так к нему и не попавший. Этот доспех был куплен саксонским курфюрстом Кристианом II в подарок для младшего брата, будущего курфюрста Иоганна Георга I, предположительно по случаю его женитьбы на Сибилле Елизавете Вюртембергской 16 сентября 1604 года.
Этот доспех поражает контрастным сочетанием черного фона и изысканного золотого рельефного декора. Центральным мотивом нагрудника является картуш с головой Медузы, окруженная растительными завитками, цветочно-фруктовыми букетами, военными трофеями, маскаронами и самыми разными существами – сфинксами, сиренами, грифонами, дельфинами, кучерявыми львами и т.д.
На спине в центре Либертс поместил медальон с изображением опирающегося на палицу Геракла. Иконографическим источником этого рельефа является одна из самых известных античных скульптур – «Геркулеса Фарнезского», обнаруженная при раскопках руин Терм Каракаллы на Авентине в Риме в 1546 году.
Эти доспехи, судя по всему, стали самыми роскошными из всех, которыми владел Георг, потому что шестнадцать лет спустя, в 1620 году, он заказал одному дрезденскому художнику свой парадный портрет в полный рост в этих доспехах. На портрете доспехи покрывают буквально все тело курфюрста, хотя на самом деле у них не было ни сабатонов (металлическая защитная обувь), ни голеней. Эта часть рождена воображением художника, надо сказать, очень изобретательным, потому что мастер сумел создать полное ощущение, что так и было на самом деле. Но сегодня портрет экспонируется в зале рядом с самим доспехом и это дает возможность сравнить реальное облачение и живописное.
Имя автора портрета неизвестно, как и то, почему художник написал золотой рельеф таким насыщенным оранжево-красным цветом, едва отличающимся от красных перьев и других элементов облачения.
Помимо доспехов Либертс создавал декоративные элементы для седел, а также впечатляющие щиты. Один из его щитов находится сегодня в Королевской коллекции Великобритании.
Парадный щит или как его еще называют «Щит Челлини» был создан Элизеусом Либерсом в 1560-х годах. Щит считается одним из лучших изделий XVI века и долгое время его автором считали Бенвенуто Челлини. Челлини был выдающейся личностью своего времени. Ювелир, скульптор, живописец, медальер, гравер, писатель, музыкант, авантюрист, он прожил насыщенную жизнь и создал целых ряд виртуозных произведений искусства.
Только в 1862 году авторство Челлини было опровергнуто и определено, что создателем щита является Элизеус Либертс. Сегодня в дрезденской Оружейной палате есть другой похожий щит, который, вероятно, и помог с определением подлинного авторства. Специалисты выяснили, что щит был изготовлен мастером для французского короля Генриха II.
Щит выполнен из вороненой стали, рельефный декор нанесен с помощью тиснения, отдельные фрагменты позолочены. По внешнему кругу щит украшен гротескными фигурами в стиле ренессанса, между которыми помещены четыре сцены из жизни Цезаря, исполненные с величайшим мастерством. Сцены битвы получились особенно динамичными.
Одни воины ожесточенно сражаются и под их ударами соперники падают наземь, другие стреляют из лук, третьи вырывают знамя из рук знаменосца, тут же скачущие кони, падающие кони, все в мыле, с безумными глазами и вздыбающейся гривой. Очень эффектные сцены, созданные воистину гениальным мастером.
За пятнадцать лет своей деятельности Элизеус Либертс создал немало потрясающих доспехов и предметов защитного вооружения, которые сегодня находятся в коллекциях многих крупных европейских музеев.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!