В начале марта российским пользователям запретили публиковать в «Тиктоке» новые видео, проводить трансляции и смотреть ролики из других стран.
Китайскую соцсеть не закрыли полностью: осталась возможность смотреть старые видео, комментировать их, обмениваться сообщениями. Но фактически «Тикток» в России оказался законсервирован. Теперь блогеры и их аудитория находятся в постоянном ожидании возвращения сервиса.
Рассказываем, что происходит в российском «Тиктоке» — и что делать тем, кто больше не может смотреть на старые тренды.
👀 Что сейчас смотрят в российском «Тиктоке»
Российский «Тикток» отделили от мирового. Это уникальная ситуация — оказаться в бездне контента, который больше не обновляется. «Тикток» — бесконечная лента рекомендованных роликов. Многие из них абсолютно не привязаны к актуальным событиям: видео с животными, шутки на бытовые темы, танцы, лайфхаки. Смотреть их можно когда угодно, а новые видео органично сменялись старыми. Теперь же весь контент платформы застрял на отметке начала марта 2022 года.
С 2019 года россияне загрузили в «Тикток» миллионы роликов. В теории можно хоть до конца жизни обходиться архивами — алгоритмы все равно будут каждый раз подкидывать что-то новое, хоть и не самое свежее. Даже с существующими ограничениями вряд ли однажды появится сообщение «Вы посмотрели все тиктоки».
👀 Что сейчас смотрят в российском «Тиктоке»
Российский «Тикток» отделили от мирового. Это уникальная ситуация — оказаться в бездне контента, который больше не обновляется. «Тикток» — бесконечная лента рекомендованных роликов. Многие из них абсолютно не привязаны к актуальным событиям: видео с животными, шутки на бытовые темы, танцы, лайфхаки. Смотреть их можно когда угодно, а новые видео органично сменялись старыми. Теперь же весь контент платформы застрял на отметке начала марта 2022 года.
С 2019 года россияне загрузили в «Тикток» миллионы роликов. В теории можно хоть до конца жизни обходиться архивами — алгоритмы все равно будут каждый раз подкидывать что-то новое, хоть и не самое свежее. Даже с существующими ограничениями вряд ли однажды появится сообщение «Вы посмотрели все тиктоки».
«Тикток» уже не впервые отделяет конкретную страну от остальных. Несмотря на то что это китайское приложение, в Китае «Тиктока» нет: вместо него есть абсолютно такая же соцсеть Douyin. В итоге китайцы не видят иностранные ролики, а остальной мир — китайские. Уникальность российской ситуации в том, что китайские пользователи в своем «Тиктоке» могут публиковать видео и монетизировать свой контент.
Россияне смотрят тиктоки даже без нового контента. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, раньше на «Тикток» приходилось около 12% мобильного трафика в России, теперь — 10%. Это примерно на одном уровне с «Вконтакте» и куда больше, чем у «Телеграма» — 6%. «Тикток» все еще на первом месте в категории «Развлечения» российского App Store. Блогеры говорят, что их старые видео собирают миллионы просмотров и на них подписываются тысячи людей.
Раньше тренды, мемы и флешмобы зарождались и умирали в «Тиктоке» так быстро, что не успевали надоесть. Теперь же пользователи вынуждены раз за разом слушать песню «Эй Дора, готова», а то и что-то постарее. Ведь сейчас чем больше смотришь «Тикток» — тем больше он «откатывается» к прошлым трендам.
При этом специалисты «Мегафона» отметили интересное наблюдение: в 2022 году резко изменился средний возраст аудитории «Тиктока» в России.
Активность молодых пользователей снижается: в возрасте от 14 до 20 лет на 33%, от 21 до 35 лет — на 45%. В то же время мобильный трафик от пользователей старше 55 лет вырос более чем в два раза.
😥 Что случилось с тиктокерами?
Потеря заработков. Сильнее всего ограничения ударили по авторам тиктоков: они больше не могут публиковать видео и зарабатывать на монетизации. Еще в марте оставались заметные лазейки для загрузки новых роликов, но постепенно их стали прикрывать, а тиктокеров — блокировать.
Очевидно, из-за этого многие блогеры «среднего» звена потеряли основной источник заработка. Некоторые тиктокеры даже рассказывают, что им пришлось вернуться к работе в офисе с привычным графиком с 09:00 до 18:00. А продюсеры популярных российских авторов оценивали падение выручки в 80—90%.
Многие заметные тиктокеры покинули Россию. За границей они могут выкладывать видео, правда, их все еще не видят российские пользователи. Поэтому блогеры меняют аудиторию. Особенно активно переезжают тикток-хаусы — проекты, где несколько тиктокеров живут под одной крышей и создают контент.
Например, самый популярный тикток-хаус в России и мире — XO Team — еще в 2021 году планировал сделать филиал в США. К концу весны многие участники проекта переехали в Америку и перешли в видео на английский язык. А в июне у XO Team появился испаноязычный канал на «Ютубе».
Другие блогеры выбирают страны поближе. Например, Казахстан: диджитал-рынок в стране в 70 раз меньше, чем в России, но нет санкций, присутствуют все западные бренды и рекламодатели, есть значительная русскоязычная аудитория. Сейчас там находится весь состав проекта Dream Team House, включая одного из самых известных русскоязычных тиктокеров Даню Милохина.
Основатель тикток-хауса и глава агентства WildJam Ярослав Андреев при этом подчеркивает, что об окончательном переезде команды и бизнеса речи не идет. В Казахстане в тикток-хаус добавились несколько местных блогеров.
Последние несколько месяцев основной состав Dream Team живет в США.
🤞 Какие есть новости о возвращении «Тиктока» в Россию
Если коротко — никаких. За эти месяцы неоднократно появлялись новости о скором полноценном возвращении «Тиктока» в Россию. В последний раз канал «360» со ссылкой на собственный источник сообщал о снятии ограничений 27 сентября. Но каждый раз представители компании опровергали слухи.
Но и данные об окончательном закрытии «Тиктока» в стране — тоже слухи. Например, руководитель партнерской программы «Яндекс-дзена» Евгений Гуцал писал, что из российского офиса соцсети увольняются сотрудники, а эксклюзивные блогеры разрывают контракты с платформой. Но подтверждения этого тоже нет.
🤖 Как смотреть новые тиктоки в России
С помощью иностранной симкарты. В идеале у вас должен быть либо телефон с двумя симками, либо комбинация «российская симкарта + иностранная eSIM».
Отключите российскую симку и включите иностранную. Важно это делать с включенным вайфаем, чтобы не попасть в роуминг. В России симка может даже не ловить, но «Тикток» все равно ее распознает и откроет доступ к иностранным роликам.
В веб-версии. «Тикток» можно открыть не в приложении, а в браузере на телефоне или компьютере. Так можно смотреть ролики со всего мира. Но у этого способа много минусов: интерфейс и качество рекомендаций намного хуже, а пролистывание роликов постоянно прерывается всплывающим окном с рекламой приложения.
📱 Какие у «Тиктока» есть альтернативы
«VK Клипы». У раздела «Вконтакте» с короткими видео недавно появилось отдельное приложение. «Клипы» подойдут тем, кому достаточно русскоязычного контента и аудитории. В марте соцсеть запустила программу поддержки авторов с общим фондом в 100 миллионов рублей.
Likee. Если за «Тиктоком» закрепилась слава соцсети для подростков, то за сингапурским Likee — соцсети для детей. Еще в 2020 году самым популярным российским блогером там была 12-летняя Милана Некрасова, а сейчас в топ-5 входит 12-летняя Милана Гогунская. Но после ограничений «Тиктока» в Likee стало гораздо больше взрослых авторов.
Yappy. Соцсеть с короткими видео в конце 2021 года запустили в «Газпром-медиа». Администрация платформы утверждает, что Yappy выгодно отличают инструменты коллаборации блогеров, хотя в «Тиктоке» уже были «дуэты». За полгода российская соцсеть набрала четыре миллиона пользователей в месяц, туда в том числе переехали блогеры из «Тиктока», хотя аудитория у них там и гораздо меньше.
YouTube Shorts. «Ютуб» все еще работает в России, хоть и без монетизации. Поэтому можно смотреть короткие видео в специальном разделе. Конечно, там не очень много собственных авторов, в отличие от большого «Ютуба». В основном встречаются перезалитые ролики из «Тиктока» и порезанные большие видео, зачастую с кликбейтными названиями.
Reels. Раздел «Инстаграма» с короткими видео сильно потерял в популярности после блокировки соцсети в России. Но там все еще можно выкладывать видео и смотреть их, а рекомендации уже настроены на основе подписок. Что важно, в Reels есть и иностранные блогеры, и те, кто переехал из России.