Найти тему
1 день - 1 экспонат

Ипполито Каффи: художник, гражданин, авартюрист

Оглавление

Этот художник увидел Рим с высоты трех тысяч метров, запечатлел повседневность вечного города, воевал за независимость Италии и прожил удивительную, богатую на события жизнь. А спустя полтора века после его смерти в Эрмитаже прошла мировая премьера одной из его картин... Пейзажист Ипполито Каффи оставил после себя значительное творческое наследие и массу невероятных историй, где он был не только наблюдателем, но и главным героем.

Премьера через 150 лет

Перед глазами зрителей открывается широкая гладь Тибра и высокое, удивительной красоты небо. На переднем плане слева громоздятся в тени жилые дома, а справа, в ярких лучах заходящего солнца высится монументальное сооружение – Замок Святого Ангела. Так и называется не выставлявшаяся ранее работа Ипопполита Каффи – «Замок Святого Ангела».

-2

За свою долгую историю эта древняя постройка была и гробницей римских императоров, и резиденцией, и сокровищницей Римских Пап, и крепостью, и даже и тюрьмой. А сегодня этот замок – популярный туристический объект и музей. Идущий от него мост пересекает полотно, разделяя его. Легкоузнаваемый высокий купол величественного Собора Святого Петра – центра всего католического мира, замыкает на себе городскую панораму.

Художник гармонично выстраивает планы, кисть его легка, а живопись – тонка и прозрачна. Преисполненное грозной мощи грандиозное строение замка, пламенеет в лучах заката, и в то же время мирно соседствует с лодкой на волнах Тибра и суетливыми горожанами на его берегу.

Полотно «Замок Святого Ангела» поступило в Эрмитаж совсем недавно, в 2014 году. После бережной реставрации, работа впервые была представлена широкой публике на выставке «Образы Италии» в Казани.

Кисть, палитра и воздушный шар

Автор этой эрмитажной картины – Ипполито Каффи, один из самых ярких мастеров пейзажа Италии XIX века, романтик, путешественник и гражданин. Получив образование в Венецианской Академии, он прибывает в Рим в начале тридцатых годов. Здесь молодой живописец утверждается как мастер городского пейзажа – ведуты, жанра, зародившегося на его родине, Венеции. Своему учителю он писал: «Рим будто специально создан для ведутистов… я только и делаю, что усердно пишу и рисую с натуры, она для меня и есть истинный оригинал».

Работая на пленэре, Каффи стремился к передачи настроения, деликатно и тонко воспроизводя световые и атмосферные эффекты. В наше время художника назвали бы репортером, стремящимся к документальному изложению фактов и гражданским активистом.

Ипполито Каффи
Ипполито Каффи

Неутомимый и любознательный путешественник, Каффи искал все новые и новые виды. Так, художник поднимался на воздушном шаре на высоту до трех километров и видел город таким, как никакой пейзажист до него.

Летописец истории

Активный гражданин, Каффи не смог остаться в стороне от политических процессов, охвативших Италию. Художник стал участником Рисорджименто – движения за изгнание австрийцев и объединение Италии. Быть летописцем истории, свершающейся у него на глазах, – в этом видел свое призвание Ипполито Каффи.

Летом 1866 года вспыхнула Третья война за независимость Италии. Каффи участвовал в ней. 20 июля австрийская и итальянская эскадры встретились у острова Лисса (современный Вис в Хорватии). В этом первом в истории морском сражении броненосных эскадр, итальянский флот, заметно превосходивший австрийцев по силе, потерпел сокрушительное поражение. Флагман итальянцев броненосец «Ре д’Италия», на котором находился художник, был протаранен и стал быстро тонуть. Капитан застрелился, другие итальянцы до последнего вели огонь с гибнущего корабля по австрийцам. Среди погибших был и Ипполито Каффи. Ему было 57 лет.

Битва при Лиссе, картина Людвига Рубелли фон Штурмфеста
Битва при Лиссе, картина Людвига Рубелли фон Штурмфеста

Спустя месяц, 23 августа 1866 года в Праге был подписан мирный договор. Венецианская область была передана Италии.

Антон Райхштат совместно с центром «Эрмитаж-Казань».