Найти тему

Колёсные пары, используемые в Российском подвижном составе железных дорог.

Чтобы говорить о видах, особенностях, характеристиках и назначениях колёсных пар, необходимо дать определение. Итак, колёсная пара - это составная часть вагонной тележки, которая представляет из себя ось и два напрессованных на неё колеса. Вагонная ось представляет собой стальной брус круглого, переменного по длине поперечного сечения . Колесо - круглые диски. После того, как мы дали определение можно говорить о характеристиках и назначении колёсных пар.

Назначение колёсных пар:
Основной функцией, которую выполняет колесная пара, является передача вертикальной нагрузки от корпуса вагонов на рельсы. Благодаря этому обеспечивается их четкое следование по путям. Кроме того, колеса передают вращающий момент тягового двигателя. В тех точках, где они соприкасаются с рельсами, реализуется сила сцепления.

Для выполнения своих функций колёсная пара должна удовлетворять следующим требованиям:
- Обладать достаточной прочностью;
- Обладать высоким сопротивлением к износу;
- Иметь небольшую массу;
- Обладать некоторой упругостью.


Составные части колёсных пар.
Вагонная колёсная пара состоит из 7 частей:
1. Средняя часть оси колёсной пары;
2. Подступичная часть оси;
3. Ступица колеса;
4. Диск колеса;
5. Обод колеса;
6. Предподступичная часть оси;
7. Шейка оси.
Увидеть все части можно на рисунке, прикреплённом ниже:

Типы колёсных пар.
Колёсные пары различаются по типу вагона, разрешённой конструктивной скорости и максимальной расчётной статической нагрузкой от колёсной пары на рельсы, а также типом крепления подшипников буксового узла.
Для того, чтобы привести пример различия типа колёсных пар введём принятые обозначения типов колёсных пар:
РУ-1 - роликовая универсальная 1-го типа; РВ2 - роликовая вагонная 2-го типа; Ш - торцевое крепление буксовых подшипников приставной шайбой; 957 и 950 - номинальный размер колеса, мм; Г - тип вагона "Грузовой"; П - тип вагона "пассажирский"; Э - тип вагона "Немоторный электропоезд";
Д - тип вагона "Немоторный дизель-поезд".

Теперь приведём примеры с расшифровкой.

Колёсная пара РУ1Ш - 950 - роликовая универсальная с номинальным размеров колеса 950мм, в которой используется торцевое крепление буксовых подшипников приставной шайбой. Используется под 2 типа вагона: грузовой и пассажирский. В первом случае разрешенная конструктивная скорость вагона 120 км/ч, а максимальная расчетная статическая нагрузка 230 кН (тс). В случае с пассажирским вагоном, её конструктивная скорость уже 160 км/ч, а статическая нагрузка 176,5 кН (тс).

РУ1 - 950 - почти всё тоже самое. Единственное различие состоит в том, что подшипники буксового узла крепятся не приставной шайбой, а корончатой гайкой.


Итак, в этой статье мы рассмотрели одни из основных элементов, характеристик и типов вагонных колёсных пар, используемые на железных дорогах России, которые необходимы для понимания устройства данного элемента подвижного состава.