Накагин — единственный в своем роде эксперимент, который, к сожалению, повторил судьбу многих проектов XX века. Он попытался кардинально изменить привычный образ жизни и приблизить будущее, но так и не смог. Накагин — это ранний пример капсульной архитектуры и уникальный образец архитектурного метаболизма.
Автор проекта Кисе Курокава исходил из практической цели — он хотел построить доступное жилье и сформировать новый образ жизни современных горожан.
В 1972 году в центре Токио выросло здание из 140 жилых ячеек, каждую из которых изготовили на заводе и привезли на стройплощадку в полностью готовом виде. Курокава предполагал, что со временем капсулы, можно будет объединять или даже транспортировать в другой город, преобразуя в отдельно стоящие здания.
Внутри капсул находились вся необходимая мебель и оборудование. Ячейки нанизали на две железобетонные опоры — «ядра обслуживания» с лестницами, лифтовыми шахтами и инженерными коммуникациями. Жилые модули крепились к каркасу только четырьмя высокопрочными болтами, так что на монтаж каждого уходило всего несколько часов. Здание целиком собрали за 30 дней, что фантастически быстро для многоэтажного дома.
Всего за месяц все квартиры были распроданы — их покупали люди, работающие неподалеку, бизнесмены, использующие башню как временное жилье, а также одиночки и семьи, которые пока не могли позволить себе квартиру стандартных размеров.
Круглые окна, похожие на иллюминаторы, придавали и без того необычной постройке законченный футуристичный образ. Башня была предвестником города будущего, но этого не случилось. Жилье оказалось неудобным, и как бы автор проект не боролся за восстановление капсул и обновление Накагин в 2007 году жители проголосовали за снос. Тем более, выяснилось, что в конструкции содержится опасный для здоровья асбест.
Снос запланирован на 2022 год, когда Накагину исполнится 50 лет. Но здание продолжит жить в своих капсулах: некоторые передадут музеям, однако большинство из них хотят превратить в жилые единицы, которые можно будет сдать.
⠀