Так сложилось, что 3 июля 2023 года исполнится 90 лет создания вагонного хозяйства как отдельной структуры железнодорожного транспорта. Дата празднования выбрана не случайно, так на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О работе железнодорожного транспорта» от 3 июля 1933 года комиссия Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций государств - участников Содружества на состоявшемся заседании 24 - 26 июня 2008 года в городе Худжанд (Таджикистан) приняла решение считать 3 июля днем образования самостоятельной железнодорожной структуры - вагонного хозяйства или просто - День вагонника.
В предыдущей статье на канале рассказывались предпосылки и причины создания вагонного хозяйства, а точнее разделение службы подвижного состава и тяги на два самостоятельных направления - паровозную службу и вагонную службу.
Так как в 30-е годы существующая инфраструктура железных дорог находилась в ведении НКПС (Народного комиссариата путей сообщения СССР, государственный орган СССР, управлявший деятельностью железнодорожного и других видов транспорта Советского Союза в 1923—1946 годах.) и все процессы происходящие в стране, непосредственно отражались на деятельности железнодорожного транспорта.
В 1923 году после образования СССР Народный комиссариат путей сообщения РСФСР был преобразован в общесоюзный Народный комиссариат путей сообщения СССР . В 1931 и 1932 годах Советом Народных Комиссаров СССР был принят ряд постановлений, направленных на интенсификацию перевозок и улучшение работы железнодорожного и безрельсового транспорта.
В 1932 году было принято решение СНК о реконструкции железных дорог. Этим решением предусматривалось: усиление пути за счёт укладки более тяжёлых рельсов, широкое использование щебёночного балласта, создание мощных паровозов, большегрузных 4-осных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза и автосцепку, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки, внедрение механической и электрической централизации стрелок и сигналов и др.
Поэтому для мощного скачка вперед, для выделения отдельного хозяйствующего направления, к 1933 году были созданы все предпосылки.
За 90-летнюю историю развития вагонного хозяйства, тесно связано не только с развитием производственной базы и технологиями, но и выдающимися личностями, руководителями, которые не жалея сил и здоровья вкладывали частицу себя. Так же развитие вагонного хозяйство можно проследить по используемому вагонному парку, ведь вагон - это основная часть вагонного хозяйства в целом.
Для сохранения исторического наследия по развитию вагонного хозяйства в настоящее время готовится ряд мероприятий к данному юбилею. Так же неравнодушными работниками железнодорожного транспорта совместно с АНО «Научно-методологический и просветительский центр исторического наследия железных дорог» готовится книга о развитии вагонного хозяйства. В данном издании планируется отразить не только развитие вагонного парка, и производственных технологий и участков, но и роль ключевые решения руководителей, династии вагонников, а так же современные технологии и развитие на будущее. Так же проходит поиск интересных и оригинальных фотографий территорий вагонных депо и грузовых и пассажирских, цехов вагонных депо, пунктов обслуживания вагонов, вагонов в ремонте или на обслуживании, вагонников на станции или за работой, оборудования и инструментов вагонников, рационализаторских предложениях и изобретателях.
Всех неравнодушных и желающих поучаствовать в совместной работе прошу откликнуться.