[06.06.2020]
Насмотревшись на красоты природные, завернули полюбоваться и на красоту рукотворную. Точнее, на то немногое, что от неё осталось.
Фотографировать строения ярким летним днём, когда солнце в лоб и буйствует зелень - не самый удачный выбор, конечно, но кто его знает, когда я ещё окажусь в этом месте, так что пришлось пользоваться моментом.
Сначала немного истории. Александр Григорьевич Елисеев купил имение у предыдущих владельцев в 1897 году для своей дочери Елизаветы. Усадебный дом тогда был попроще, поменьше и деревянный. В 1912 году на его месте по проекту архитектора В.П.Тавлинова был построен новый каменный дом в стиле модерн.
В 1917 усадьба была национализировала, в ней устроили сельскохозяйственную коммуну. Потом некоторое время её использовали в качестве дома отдыха и пионерского лагеря. Но с 1925 года здание снова заняли сельхозработники - здесь поместилась опытная сельскохозяйственная станция, из которой в дальнейшем выросло ЛенНИИ сельского хозяйства, чей корпус расположен сейчас в каких-то 30 метрах от усадьбы. Во время ВОВ здание заняли немцы, а при отстутплении сожгли его. Вся начинка была уничтожена, остались голые стены. Вот так усадьба выглядела в 1943 и 1944 годах.
Уже к 1948 году здание восстановили. Но с тех пор как рядом выстроили новый корпус НИИ, старый усадебный дом оказался не нужен и стал ветшать. С приходом 1990-х упадок продолжился, и в начале 2000-х окончательно заброшенная усадьба неоднократно горела. Потом её кто-то выкупил, обнёс забором и начал ремонтировать, но дело заглохло. Сейчас забор вокруг имения всё ещё стоит, но проход к усадьбе через территорию НИИ совершенно свободный. Мы были здесь в субботу, и помимо нас здесь было очень много народу - место это живописное и широко разрекламированное в краеведческих сообществах.
Фасады у усадьбы затейливые, разные со всех четырёх сторон. Этот обращён к въездным воротам и усадебному парку. Центр композиции - башенка как у средневекового замка.
Башенка поменьше с восточной части здания. По всему периметру дома нижняя часть, выложенная диким камнем, немного расширяется книзу. Вроде бы незначительная деталь, а как сразу усиливает сходство с замком.
Заходим с обратной стороны. Снова причудливые объемы, разные окна, полоска синей керамической плитки под кровлей.
А это западный фасад. Совсем другие пропорции и стиль.
Остатки строительных лесов и угловой балкончик.
Возвращаемся к лицевому фасаду.
Раньше тут тоже был балкон.
Как правильно называется эта часть - веранда, терраса, галерея? В общем, открытая площадка на первом этаже у главного входа. Когда-то здесь была балюстрада, но теперь остались только каменные колонны необычной формы.
Тут же под потолком чудом уцелели две плитки.
На полу плитки нет (сняли?), но легко читается клеймо "Villeroy & Boch"
Внутри ничего нет, голые стены и мусор. Видно, что перекрытия новые.
Вид на корпус НИИ из угловой башенки.
В оконных проёмах остатки рельефной керамики. Ни одной целой плитки обнаружить не удалось.
Второй этаж, большой зал с балконом
Одна из трёх лестниц с первого этажа на второй.
Круглый балкончик на большой башне. Сюда была самая большая очередь на фотосессии ))
Вид с балкончика на главный вход и восточную башенку.
Мансарда. Видно, что крышу начали восстанавливать, установили стропила, положили гидроизоляцию и слой дсп, но с тех пор как работа встала тут уже всё снова разломали.
Через прорехи в кровле можно разглядеть верхушки башен. Дымоходы сами как маленькие замки.
Внутренняя часть большой башни со следами пожара.
Внутри всё осмотрели, спускаемся наружу. Вся территория вокруг густо заросла борщевиком.
От усадебного парка остались роскошные липовые аллеи, идущие от дома к въездным воротам. Высоченные столетние липы, в две аллеи по два ряда. Все деревья необычной формы, как канделябры. Первый раз такие вижу. Согласно легенде, их высаживали вверх ногами - макушкой в землю, корнями наружу, поэтому они такими странными и выросли. Насколько это правда, не знаю.