Найти тему
kjm212k

Усадьба Елисеевых в Белогорке

[06.06.2020]

Насмотревшись на красоты природные, завернули полюбоваться и на красоту рукотворную. Точнее, на то немногое, что от неё осталось.
Фотографировать строения ярким летним днём, когда солнце в лоб и буйствует зелень - не самый удачный выбор, конечно, но кто его знает, когда я ещё окажусь в этом месте, так что пришлось пользоваться моментом.

Сначала немного истории. Александр Григорьевич Елисеев купил имение у предыдущих владельцев в 1897 году для своей дочери Елизаветы. Усадебный дом тогда был попроще, поменьше и деревянный. В 1912 году на его месте по проекту архитектора В.П.Тавлинова был построен новый каменный дом в стиле модерн.
В 1917 усадьба была национализировала, в ней устроили сельскохозяйственную коммуну. Потом некоторое время её использовали в качестве дома отдыха и пионерского лагеря. Но с 1925 года здание снова заняли сельхозработники - здесь поместилась опытная сельскохозяйственная станция, из которой в дальнейшем выросло ЛенНИИ сельского хозяйства, чей корпус расположен сейчас в каких-то 30 метрах от усадьбы. Во время ВОВ здание заняли немцы, а при отстутплении сожгли его. Вся начинка была уничтожена, остались голые стены. Вот так усадьба выглядела в 1943 и 1944 годах.

Уже к 1948 году здание восстановили. Но с тех пор как рядом выстроили новый корпус НИИ, старый усадебный дом оказался не нужен и стал ветшать. С приходом 1990-х упадок продолжился, и в начале 2000-х окончательно заброшенная усадьба неоднократно горела. Потом её кто-то выкупил, обнёс забором и начал ремонтировать, но дело заглохло. Сейчас забор вокруг имения всё ещё стоит, но проход к усадьбе через территорию НИИ совершенно свободный. Мы были здесь в субботу, и помимо нас здесь было очень много народу - место это живописное и широко разрекламированное в краеведческих сообществах.


Фасады у усадьбы затейливые, разные со всех четырёх сторон. Этот обращён к въездным воротам и усадебному парку. Центр композиции - башенка как у средневекового замка.

-3

Башенка поменьше с восточной части здания. По всему периметру дома нижняя часть, выложенная диким камнем, немного расширяется книзу. Вроде бы незначительная деталь, а как сразу усиливает сходство с замком.

-4

Заходим с обратной стороны. Снова причудливые объемы, разные окна, полоска синей керамической плитки под кровлей.

А это западный фасад. Совсем другие пропорции и стиль.

-6

Остатки строительных лесов и угловой балкончик.

-7

Возвращаемся к лицевому фасаду.

Раньше тут тоже был балкон.

-9

Как правильно называется эта часть - веранда, терраса, галерея? В общем, открытая площадка на первом этаже у главного входа. Когда-то здесь была балюстрада, но теперь остались только каменные колонны необычной формы.

-10

Тут же под потолком чудом уцелели две плитки.

-11

На полу плитки нет (сняли?), но легко читается клеймо "Villeroy & Boch"

-12

Внутри ничего нет, голые стены и мусор. Видно, что перекрытия новые.

-13

Вид на корпус НИИ из угловой башенки.

-14

В оконных проёмах остатки рельефной керамики. Ни одной целой плитки обнаружить не удалось.

Второй этаж, большой зал с балконом

Одна из трёх лестниц с первого этажа на второй.

-17

Круглый балкончик на большой башне. Сюда была самая большая очередь на фотосессии ))

Вид с балкончика на главный вход и восточную башенку.

-19

Мансарда. Видно, что крышу начали восстанавливать, установили стропила, положили гидроизоляцию и слой дсп, но с тех пор как работа встала тут уже всё снова разломали.

Через прорехи в кровле можно разглядеть верхушки башен. Дымоходы сами как маленькие замки.

Внутренняя часть большой башни со следами пожара.

Внутри всё осмотрели, спускаемся наружу. Вся территория вокруг густо заросла борщевиком.

-23

От усадебного парка остались роскошные липовые аллеи, идущие от дома к въездным воротам. Высоченные столетние липы, в две аллеи по два ряда. Все деревья необычной формы, как канделябры. Первый раз такие вижу. Согласно легенде, их высаживали вверх ногами - макушкой в землю, корнями наружу, поэтому они такими странными и выросли. Насколько это правда, не знаю.