Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Апофеоз войны" Василий Верещагин, 1871г, Третьяковская галерея

Родился в Череповце в дворянской семье, в деньгах никогда нужды не испытывал. Отец отдал в морское училище, закончил курс лучшим гардемарином, но Василий не любил военную службу, и ушел учиться живописи. Закончив, его приглашали в военные экспедиции художником, и в случае опасности ему приходилось воевать, и даже имел награды за храбрость. Но он всегда был противником войны и его картины отражали как раз оборотную сторону войны, приносящие только смерть и страдания. Такое отношение воспринималось российскими властями непатриотичностью и на родине он был в опале. Но он был зато очень известен на Западе, устраивал там свои выставки, имел мастерскую в Париже, но чуть чего мчался в места военных конфликтов в качестве наблюдателя или художника при военных генералах. В частности и был серьезно ранен на корабле, который устанавливал мины на Дунае. Погиб как раз вместе с адмиралом Макаровым на броненосце Петропавловск, который подорвался на мине, в 1904 году в Русско-Японскую войну в Порт-Арту
"Апофеоз войны" Василий Верещагин, 1871г, Третьяковская галерея
"Апофеоз войны" Василий Верещагин, 1871г, Третьяковская галерея

Родился в Череповце в дворянской семье, в деньгах никогда нужды не испытывал. Отец отдал в морское училище, закончил курс лучшим гардемарином, но Василий не любил военную службу, и ушел учиться живописи. Закончив, его приглашали в военные экспедиции художником, и в случае опасности ему приходилось воевать, и даже имел награды за храбрость. Но он всегда был противником войны и его картины отражали как раз оборотную сторону войны, приносящие только смерть и страдания. Такое отношение воспринималось российскими властями непатриотичностью и на родине он был в опале. Но он был зато очень известен на Западе, устраивал там свои выставки, имел мастерскую в Париже, но чуть чего мчался в места военных конфликтов в качестве наблюдателя или художника при военных генералах. В частности и был серьезно ранен на корабле, который устанавливал мины на Дунае. Погиб как раз вместе с адмиралом Макаровым на броненосце Петропавловск, который подорвался на мине, в 1904 году в Русско-Японскую войну в Порт-Артуре (южнее Сахалина).

Главная картина в его жизни "Апофеоз войны" написана по впечатлением от рассказа, как как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей (это в туркестане дело было) Так же известно, что Тамерлан тоже для устрашения заставлял складывать головы поверженных врагов в пирамиды.

"Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим" -это написано на раме картины. Выжженная пустыня, палящее солнце, мертвенно бледное небо, вороны, выискивающие остатки плоти, вес это выражает протест автора против войны, что никакая война не заслуживает прославления, это только торжество смерти.

"Торжествуют" Василий Верещагин, 1872г, Третьяковская галерея.
"Торжествуют" Василий Верещагин, 1872г, Третьяковская галерея.

Другая не менее известная картина Верещагина "Торжествуют". На ней самаркандцы празднуют победу над русскими, а мула говорит, что так повелевает Бог (на раме написано). Но через некоторое время русские захватят самарканд, а этого мулу в последствии скинут с одного из минаретов, изображенных на картине.

"Смертельно раненый" Василий Верещагин 1873г, Третьяковская галерея.
"Смертельно раненый" Василий Верещагин 1873г, Третьяковская галерея.

Ну и еще одна очень известная картина Верещагина Смертельно раненый. Русский солдат ранен, но вместо того чтоб лечь и беречь силы, он, обезумев от боли и в страхе перед смертью, бегает кругами, пока не упал замертво. На раме написана: "Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!" Еще несколько картин:

"Дорога военнопленных" Василий Верещагин 1879г, Бруклинский музей
"Дорога военнопленных" Василий Верещагин 1879г, Бруклинский музей

Репродукция "Забытый" Василий Верещагин 1871г, сожженная картина.
Репродукция "Забытый" Василий Верещагин 1871г, сожженная картина.

Верещагин в виду отсутствия нужды в денежных средствах писал не на заказ, а то чего ему самому хотелось. А хотелось ему писать, как мы видим по картинам, раненых, умирающих и убитых. Объяснялось это просто: желание вразумить людей и, тем самым, избежать войн. Этой же цели служило и то, что что он писал убитых в не героических, а в неприглядных позах - вызвать ужас и отторжение. И в военные точки он вызывался по собственному желанию исключительно тоже преследуя свою благородную цель.

Вполне возможно. Но есть и другая версия: он был некрофилом и получал соответствующее удовольствие. Это всего лишь версия. Но несколько фактов.

Один из первых художественных опытов у будущего художника было то, что он перерисовал рисунок как тройку преследовали волки. Его это сильно взбудоражило.

Однажды, во время балканской кампании Верещагин предложил генералу Струкову повесить двоих албанцев-башибузуков, отличившихся особой жестокостью. «Что это вы, Василий Васильевич, сделались таким кровожадным? — поинтересовался генерал. — Я не знал этого за вами». Верещагин честно ответил, что никогда еще не видел повешенья и очень интересуется этой процедурой.

В заключении, разрешите представить еще одну интересную картину на бытовую тему:

"Русский лагерь в Туркестане" Василий Верещагин, примерно 1870г, фонды ГРМ.
"Русский лагерь в Туркестане" Василий Верещагин, примерно 1870г, фонды ГРМ.