Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 194 Бронированные малые охотники «БМО». СССР, 1943-1945 гг.

Свою универсальность катера типа МО-4 подтвердили на всех морских театрах воины. По совокупности выполнявшихся тактических задач они практически не имели себе равных среди надводных кораблей флота. Однако уже первый год войны на Балтике показал, что при всех достоинствах у "мошек" есть и важный недостаток - отсутствие хотя бы тонкой брони, способной защитить от пуль и осколков жизненно важные части корабля: бензо-отсеки, ходовую рубку, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов. Вот почему летом 1942 года командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поставил задачу перед кораблестроителями осажденного Ленинграда создать бронированный малый охотник - БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но значительно менее уязвимый. В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Всего за 15 ударных дней адмиралтейцы разработали проект БМО с упрощенными прямолинейны
Свою универсальность катера типа МО-4 подтвердили на всех морских театрах воины. По совокупности выполнявшихся тактических задач они практически не имели себе равных среди надводных кораблей флота.

Однако уже первый год войны на Балтике показал, что при всех достоинствах у "мошек" есть и важный недостаток - отсутствие хотя бы тонкой брони, способной защитить от пуль и осколков жизненно важные части корабля: бензо-отсеки, ходовую рубку, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов.

Вот почему летом 1942 года командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поставил задачу перед кораблестроителями осажденного Ленинграда создать бронированный малый охотник - БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но значительно менее уязвимый.

В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля.

Всего за 15 ударных дней адмиралтейцы разработали проект БМО с упрощенными прямолинейными обводами корпуса - в осажденном Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась.

Сам же корпус был сварным и состоял из трех блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для легких танков.

Бронированный малый охотник БМО
Бронированный малый охотник БМО

Спроектирован в блокадном Ленинграде на Адмиралтейском заводе.

  • Водоизмещение 61 т,
  • мощность 2-х бензиновых двигателей "Паккард" - 2400 л. с.,
  • скорость хода 22 узла.
  • Длина 24,7,
  • ширина 4,4,
  • среднее углубление 1,01 м.
  • Бронирование палубы, борта, рубки - 8...12 мм.
  • Вооружение:

- 37-мм зенитный автомат,

- два 12,7-мм пулемета,

- два бомбосбрасывателя,

- 16 больших глубинных бомб,

- дымаппаратура, 10 мин ( в перегрузку).

- В 1944 году вместо кормового пулемета установлен 45-мм полуавтомат.

Всего построено более 60 единиц.

Бронированный малый охотник БМО
Бронированный малый охотник БМО

Агрегатирование механизмов и применение ряда технологических новшеств позволило построить головной корабль всего за два месяца.

Его спустили на воду 5 ноября 1942 года, когда устье Невы и южная часть Финского залива уже покрылись льдом, поэтому даже выход к месту испытаний представлял немалые трудности: БМО был проведен из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов.

Сами ходовые испытания проводились за кромкой льда под защитой дымовых завес, скрывавших катер от наблюдателей вражеской береговой артиллерии.

Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство "утюжков" - так прозвали бронированные катера моряки-балтийцы.

А уже осенью 1944 года известному катернику И. П. Чернышеву приказали прибыть в Ленинград для приемки и перевода в Кронштадт группы только что построенных БМО.

Бронированный малый охотник БМО
Бронированный малый охотник БМО

"У одной из стенок завода, - вспоминает Игорь Петрович, - стояла большая группа новеньких, сиявших свежей краской бронированных охотников, чем-то действительно напоминавших утюжки и имевших непривычные бортовые номера, начинавшиеся на 5. У Других стенок и на строительной площадке находились катера следующих партий в различной степени готовности.

Это вызывало гордость за Ленинград, за труд его людей, за их внимание к флоту!" И действительно, в условиях осажденного города в рекордно короткие сроки было построено более шестидесяти бронированных малых охотников, принявших участие во многих операциях Балтийского флота.

Статьи по теме:

Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering" 26.02.2023 г.
последняя дата изменения 09.04.2023 г.