Традиция Школы Ньингма 4) Тара Золотого цвета Цугтор Намгьялма, Всепобеждающая Ушниша, обретшая бессмертие, Госпожа Абсолютной Победы, Воплощающая Все Благие Качества, дарует долгую жизнь
Простираюсь перед Тарой, ушнишей Татхагат, Абсолютной победительницей, Исполнившей все парамиты и Почитаемой сынами Победоносных. (4 стих из 21 восхваления)
Тара, проявившаяся из ушнишы Татхагат, богиня мудрости и видья-мантры (мантры знания), чья пробужденная активность состоит в достижении полной победы над всеми недобродетелями и омрачениями. (Ушнūша, «макушка»: выпуклость в верхней части головы Будды).
Победоносные (пробужденные в буддизме) и их сыновья (бодхисаттвы) - те, что прошли десять бхуми (ступени самосовершенствования бодхисаттвы), обрели десять мудростей и осуществили десять парамит, - глубоко почитают её. Пройдя путь будды и достигнув совершенства в этом, они оставили то, что необходимо оставить: десять врождённых (эмоциональных) и десять приобретённых (интеллектуальных) омрачений. Благородная Госпожа Тара - Пражняпарамита, Матерь этих благородных сынов.
Мантра Благородной Госпожи Тары Цугтор Намгьялмы:
ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ АЮР ДАТЕ БХРУМ СВАХА
Традиция учителей Нагарджуны и Атиши Этот образ Тары в аспекте Освободительницы проявляется как 4) Ушниша-виджая Тара (Победоносная Ушниша Татхагат) Золотого цвета - Освободительница, чья ушниша (выпуклость на макушке, один из признаков состояния Будды) абсолютно победоносна; Ушниша-виджая – Тара полной победы, воплощающая все благие качества, наделяет долголетием. Её тело Золотисто-жёлтого цвета, в правой руке она держит жёлтый сосуд долгой жизни.
ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ АЮДЖНЯНА ПУШТИМ КУРУ СВАХА
Традиция школы Сурьягупты Тара - Освободительница Золотисто-жёлтого цвета изображается также с 4 руками -
Восхваление применительно к Её мирным аспектам Самбхогакаи:
- Восхваление применительно к преданному поклонению Победоносных (Пробужденных в буддизме) и их Сыновей (бодхисаттвы - сыны Победоносных):
намас татхāгатōшнūша- виджайâнанта-чāрини
ашеша-пāрамитā-прāпта-
джина-путра-нишевите
Склоняюсь я пред Татхагат Ушнишей, Что всех повсюду побеждает. Её — Обретшую все Парамиты, — Сыны Победоносных почитают.
Со знаком драгоценной исполняющей желания ушнūши Победно торжествующая над всеми зловредными врагами И Марами, достигла всех Парамит,
Поэтому Она почитаема Бодхисаттвами —
Да будем медитировать на Неё!
Тара — Победоносная Ушниша Татхагат (Ушнūша-виджайа-тāрā) непоколебимо сидит в позе саттва-парйанка на сиденье из жёлтого лотоса и диска луны (символизирующих непорочную добродетель и непривязанность). Она золотого цвета, сияет подобно золотой горе, прекрасна, добродетельна, её природа — Сострадание и высочайшая любовь к существам, у Неё одно лицо и четыре руки, которыми Она подчинила четырёх Мар. Правая нижняя рука сложена в мудру дарования благ (вара-да), т.е. дарования высших сиддхи, вторая правая рука держит чётки, в левой нижней руке — сосуд или духи (гандха), во второй левой руке — посох.
Её ритуал предназначен для нейтрализации смертельных ядов (деструктивных эмоций и мыслей, злых намерений, неправильных воззрений)
Поскольку Она есть Матерь всех Татхагат, они носят Её подобно ушнише на макушке головы. (Тара восседает на их ушнишах.) Поэтому Она одерживает победу над бесчисленными трудностями этой жизни, омрачениями клеш (клешâварана) и омрачениями познаваемого (джнейâварана), относящимися к трём мирам.
Сыновья Победоносных почитают природу всех десяти Уровней. Она высоко чтима почтительным склонением макушки головы Сынами Победоносных, Бодхисаттвами, достигшими десяти Парамит».