Прерафаэлиты - течение в искусстве во второй половине 19 века в Британии и единственное английское течение, которое стало всемирно известным, потому что оно возникло в знак протеста против чопорной Викторианской эпохи, классицизма и академизма, где все строго подчинено законам написания, что картины выглядели пусть и правильными, но скучными.
Прерафаэлиты вернулись к простым темам раннего возрождения, до Рафаэля (отсюда название), но рисовали уже по новому, учитывая весь накопленный багаж живописи, то есть уделяли внимание и пропорция и линии, композиции, цвету. То есть рисовали старое темы по новому, то есть как они выглядели бы на самом деле в то время, сами художники называли этот подход честностью. темы для картин стали библейские сцены, и события Средневековья, а так как это Англия, то в первую очередь английские легенды, например о короле Артуре.
Еще момент. в это время в Англии происходила техническая революция, а дома были украшены по старому, в строгости и ограничении (Викторианская эпоха) и именно прерафаэлиты стали первыми рекламщиками и дизайнерами, то есть они меняли повседневную жизнь людей.
Прерафаэлизм как художественное течение потеряло свою актуальность только во время Первой мировой войны, в суровые времена их творчество выглядело слишком сентиментальным и оторванным от жизни.
Основателем прерафаэлитов был Россетти, но когда его здоровье психическое и физическое подорвалось, ведущую роль занял автор нашего сегодняшнего шедевра Эдвард Бёрн-Джонс. Картины этого течения отличаются яркими насыщенными красками, техника отказа от "грязного битума" (краситель) позволила создавать невероятную свежесть и цветовую чистоту на картинах. Визитная карточка - рыжеволосая девушка в цветочках. Вот несколько картин.
Последняя картина (Офелия) считается самой известной картиной у прерафаэлитов, но наш шедевр не она, а Зачарованный Мерлин Эдварда Бёрн-Джонса 1877г
Эдвард Бёрн-Джонс мечтал стать священником, поступил на богословие в Оксфорд, но познакомился с другим будущим художником Моррисом, они оба увлекались Средневековьем, их увлекал мир короля Артура, в итоге проникнулись идеями Россетти, и бросили учебу ради живописи.
Эдвард очень любил мистическую историю про короля Артура, для него это было лучшим в мире, даже за дава года до смерти в возрасте 60 лет он писал, что история про грааль всегда в его мыслях, как верх романтизма, рыцарства и благородства, и что ничего на свете не может быть прекраснее. Роковая любовь Мерлина к Владычице Озера (она отдала королю Артуру меч) отразилась и на личной жизни художника. В легенде Мерлин ради любви прекрасной Владычицы отдал все свои знания, понимая, что девушка его погубит в итоге, чтоб стать единственной всесильной колдуньей, но он пошел на это. Он знает, что она принесет ему гибель, но не может ей противостоять. Так и Эдвард любил модель Марию Замбако, с которой он и писал Владычицу, роковой любовью, что критики утверждают, что Бёрн-Джонс совершенно сошел с ума от страсти, чем и объясняется глубина и яркость данной картины, в которую автор вложил свои личные переживания.
Страсть Берн-Джонса к Марии Замбако закончилась трагично. Художник и девушка даже пытались покончить жизнь самоубийством (что ни одному из них к счастью не удалось) и в конце концов расстались. Однако, именно благодаря этим драматичным отношениям художник создал несколько лиричных и очень чувственных картин.
Но если в этой картине Мерлин грезит о счастье, которое никогда не случится, то в другой картине этого же автора с таким же сюжетом, но написанную десять лет назад до Зачарованного мерлина, именно Мерлин коварно преследует будущую свою ученицу, потому что поистине в любви никогда не знаешь заранее "кто был охотник, а кто - добыча. Все дьявольски наоборот".
Кстати, если смотрели Меланхолию или Багровый пик, то это чистой воды ранний прерафаэлизм, а Сонная лощина - поздний именно с нашим автором Берн-Джонсом, то есть тоже самое, но с мистикой.