Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Зачарованный Мерлин" Эдвард Бёрн-Джонс, 1877г, Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт

Прерафаэлиты - течение в искусстве во второй половине 19 века в Британии и единственное английское течение, которое стало всемирно известным, потому что оно возникло в знак протеста против чопорной Викторианской эпохи, классицизма и академизма, где все строго подчинено законам написания, что картины выглядели пусть и правильными, но скучными. Прерафаэлиты вернулись к простым темам раннего возрождения, до Рафаэля (отсюда название), но рисовали уже по новому, учитывая весь накопленный багаж живописи, то есть уделяли внимание и пропорция и линии, композиции, цвету. То есть рисовали старое темы по новому, то есть как они выглядели бы на самом деле в то время, сами художники называли этот подход честностью. темы для картин стали библейские сцены, и события Средневековья, а так как это Англия, то в первую очередь английские легенды, например о короле Артуре. Еще момент. в это время в Англии происходила техническая революция, а дома были украшены по старому, в строгости и ограничении (Виктори
"Зачарованный Мерлин" Эдвард Бёрн-Джонс, 1877г, Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт
"Зачарованный Мерлин" Эдвард Бёрн-Джонс, 1877г, Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт

Прерафаэлиты - течение в искусстве во второй половине 19 века в Британии и единственное английское течение, которое стало всемирно известным, потому что оно возникло в знак протеста против чопорной Викторианской эпохи, классицизма и академизма, где все строго подчинено законам написания, что картины выглядели пусть и правильными, но скучными.

Прерафаэлиты вернулись к простым темам раннего возрождения, до Рафаэля (отсюда название), но рисовали уже по новому, учитывая весь накопленный багаж живописи, то есть уделяли внимание и пропорция и линии, композиции, цвету. То есть рисовали старое темы по новому, то есть как они выглядели бы на самом деле в то время, сами художники называли этот подход честностью. темы для картин стали библейские сцены, и события Средневековья, а так как это Англия, то в первую очередь английские легенды, например о короле Артуре.

Еще момент. в это время в Англии происходила техническая революция, а дома были украшены по старому, в строгости и ограничении (Викторианская эпоха) и именно прерафаэлиты стали первыми рекламщиками и дизайнерами, то есть они меняли повседневную жизнь людей.

Прерафаэлизм как художественное течение потеряло свою актуальность только во время Первой мировой войны, в суровые времена их творчество выглядело слишком сентиментальным и оторванным от жизни.

Основателем прерафаэлитов был Россетти, но когда его здоровье психическое и физическое подорвалось, ведущую роль занял автор нашего сегодняшнего шедевра Эдвард Бёрн-Джонс. Картины этого течения отличаются яркими насыщенными красками, техника отказа от "грязного битума" (краситель) позволила создавать невероятную свежесть и цветовую чистоту на картинах. Визитная карточка - рыжеволосая девушка в цветочках. Вот несколько картин.

Данте Габриэль Россетти Прозерпина. 1874 Галерея Тейт, Лондон
Данте Габриэль Россетти Прозерпина. 1874 Галерея Тейт, Лондон
Данте Габриэль Россетти Леди Лилит. 1866–68, 1872–73 Художественный музей Делавэра, Уилмингтон
Данте Габриэль Россетти Леди Лилит. 1866–68, 1872–73 Художественный музей Делавэра, Уилмингтон
"Мариана" Джон Эверетт Милле,1851г, Британская галерея Тейт, Лондон
"Мариана" Джон Эверетт Милле,1851г, Британская галерея Тейт, Лондон
Джон Уильям Уотерхаус «О, я от призраков — больна! — печалилась Шалот» (1915)
Джон Уильям Уотерхаус «О, я от призраков — больна! — печалилась Шалот» (1915)
Любовь среди руин (Берн-Джонс) 1894г, Уайтвик Мэнор
Любовь среди руин (Берн-Джонс) 1894г, Уайтвик Мэнор
Уильям Холман Хант - Наемный пастух (Угодивший в сети). 1851
Уильям Холман Хант - Наемный пастух (Угодивший в сети). 1851

Thomas Edwin Mostyn . Женский портрет
Thomas Edwin Mostyn . Женский портрет

"Офелия" Джон Эверетт Милле, 1852г, Галерея Тейт, Лондон
"Офелия" Джон Эверетт Милле, 1852г, Галерея Тейт, Лондон

Последняя картина (Офелия) считается самой известной картиной у прерафаэлитов, но наш шедевр не она, а Зачарованный Мерлин Эдварда Бёрн-Джонса 1877г

Эдвард Бёрн-Джонс мечтал стать священником, поступил на богословие в Оксфорд, но познакомился с другим будущим художником Моррисом, они оба увлекались Средневековьем, их увлекал мир короля Артура, в итоге проникнулись идеями Россетти, и бросили учебу ради живописи.

Эдвард очень любил мистическую историю про короля Артура, для него это было лучшим в мире, даже за дава года до смерти в возрасте 60 лет он писал, что история про грааль всегда в его мыслях, как верх романтизма, рыцарства и благородства, и что ничего на свете не может быть прекраснее. Роковая любовь Мерлина к Владычице Озера (она отдала королю Артуру меч) отразилась и на личной жизни художника. В легенде Мерлин ради любви прекрасной Владычицы отдал все свои знания, понимая, что девушка его погубит в итоге, чтоб стать единственной всесильной колдуньей, но он пошел на это. Он знает, что она принесет ему гибель, но не может ей противостоять. Так и Эдвард любил модель Марию Замбако, с которой он и писал Владычицу, роковой любовью, что критики утверждают, что Бёрн-Джонс совершенно сошел с ума от страсти, чем и объясняется глубина и яркость данной картины, в которую автор вложил свои личные переживания.

Страсть Берн-Джонса к Марии Замбако закончилась трагично. Художник и девушка даже пытались покончить жизнь самоубийством (что ни одному из них к счастью не удалось) и в конце концов расстались. Однако, именно благодаря этим драматичным отношениям художник создал несколько лиричных и очень чувственных картин.

Но если в этой картине Мерлин грезит о счастье, которое никогда не случится, то в другой картине этого же автора с таким же сюжетом, но написанную десять лет назад до Зачарованного мерлина, именно Мерлин коварно преследует будущую свою ученицу, потому что поистине в любви никогда не знаешь заранее "кто был охотник, а кто - добыча. Все дьявольски наоборот".

Эдвард Коли Бёрн-Джонс - Мерлин и Нимуэ, 1861
Эдвард Коли Бёрн-Джонс - Мерлин и Нимуэ, 1861

Кстати, если смотрели Меланхолию или Багровый пик, то это чистой воды ранний прерафаэлизм, а Сонная лощина - поздний именно с нашим автором Берн-Джонсом, то есть тоже самое, но с мистикой.

Кадр из фильма "Меланхолия" 2011,
Кадр из фильма "Меланхолия" 2011,
Кадр из фильма "Багровый пик" 2015г.
Кадр из фильма "Багровый пик" 2015г.
Кадр из фильма "Сонная лощина" 1999г.
Кадр из фильма "Сонная лощина" 1999г.