Я уверен, любой, даже самый далекий от авиации человек, хоть раз да слышал о них. 5 апреля им исполнилось 32 года. Они - это первая и до 2006 года единственная пилотажная команда в мире (в 2006 году в Липецке была сформирована группа "Соколы России" также на Су-27), выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса "тяжёлый истребитель", авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские Витязи".
А началось все еще в мае 1989 года, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Летчики эскадрильи быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Выбор названия стал делом не лёгким. Варианты были один экзотичнее другого. Пока Николай Гречанов не произнёс слово "Витязь".
А уже 24 августа 1991 года, буквально через четыре с половиной месяца, название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов.
Осенью 1991 года "Русские Витязи" появились в небе Великобритании. Той же осенью на авиашоу в Праге эффект от выступления "Русских Витязей" был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 просто-напросто отказались от выступления из опасения "потеряться" на фоне русских. Через месяц после возвращения, группа была приглашена в Малайзию для участия в авиасалоне LIMA’91. В июне 1992 года две "спарки" "Витязей" отправились в американский Портленд на аэрошоу "Фестиваль роз". А буквально через месяц снова состоялся визит в США, на Аляску. Осенью 1992 года «Витязи» выступили на 50-летии знаменитого полка «Нормандия-Неман» во французском Реймсе, где состоялся совместный пилотаж двух четверок Су-27 и самолетов F-1 Mirage. В августе 1993 года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом - канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хвалеными «Хорнетами», доказав качества своих боевых машин. В октябре 1994 года летчики группы возобновили давнюю традицию Кубинки - эскортирование самолетов именитых гостей. На этот раз они сопровождали лайнер королевы Англии Елизаветы II. 9 мая 1995 года в 50-летие Победы в Великой Отечественной войне шестерка «Русских Витязей» прошла в составе колонны авиационной техники над Можайским шоссе, Поклонной горой и Кутузовским проспектом в Москве.
Из очередного авиасалона в Малайзии в декабре 1995 года вернуться домой в Кубинку довелось, к огромному сожалению, не всем. 12 декабря три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую туманом гору. Это произошло при заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» - гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.
Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего была моральная травма. Лишь в апреле 1996 года "Витязи" начали отрабатывать сначала парный пилотаж, затем восстановили "тройку" и, наконец, составили "ромб". Вновь слётанный "ромб" на четвёрке Су-27 публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне "Геленджик-96".
В июне 1997 года «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова продемонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в Словакии - в Братиславе. В сентябре группа посетила Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А позже летчики эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию. В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в КНР.
В мае 2002 года группу возглавил Игорь Ткаченко. Тогда в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. А уже в 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации.
В январе 2005 года группа впервые совершила визит в Объединенные Арабские Эмираты для участия в авиашоу «Аль Эйн-2005».
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью.
Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 года, впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов.
Всего два дня оставалось до открытия МАКС-2009, когда "четверка" "Витязей" ушла на тренировочный полет над точкой показа в районе аэродрома "Раменское". Именно на этой тренировке случилась непоправимая беда. Два самолёта Су-27 столкнулись при манёвре после роспуска группы. Два пилота одного Су-27 успели катапультироваться, а командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик "Русских Витязей" Игорь Ткаченко погиб, так как у его кресла-катапульты не успел раскрылся парашют. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полётом "ромба" в крайний день проведения МАКСа, 23 августа. "Ромб" совершил "пролёт памяти" в честь погибшего Игоря Ткаченко. Указом Президента России №966 от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Похоронен на кладбище села Никольское.
В январе 2012 состоялся визит "Русских Витязей" в королевство Бахрейн по личному приглашению короля Хамада ибн Иса аль-Халифа. Насыщенным оказался 2013 год. В феврале группа выполнила перелёт через территорию Казахстана, Киргизии, Афганистана и Пакистана в Индию. «Русские Витязи» впервые выступили на одном из ведущих авиасалонов Азии «AirIndia 2013» проходившем в Банголоре. А через месяц группа приняла участие в авиасалоне LIMA’2013 на малазийском острове Лангкави. Август ознаменовался выступлением «пятёрки» на авиашоу «International Air Show and Military Display 2013» в Венгрии. А осенью группа участвовала в учениях Западного военного округа. Всего же за время своего существования группа посетила более двух десятков стран.
В 2016 году группа начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ. А в 2017 году самолеты группы получили новую ливрею. Честно говоря, старая мне нравилась больше.
21 марта 2017 года на 14-й Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA’2017 в Малайзии состоялось первое выступление группы на истребителях Су-30СМ.
13 ноября 2019 года и 8 июля 2020 года в распоряжение авиагруппы были получены новейшие многофункциональные сверхманевренные истребителям Су-35С.
Важно понимать, что "Русские Витязи" самое настоящее боевое подразделение - лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям. А групповой пилотаж имеет огромное практическое значение с военной точки зрения, так как на экранах РЛС группа видится как одна единственная цель, а на самом деле в группе может оказаться с десяток самолетов, каждый из которых после роспуска будет выполнять свою задачу.
Остается только поздравить личный состав группы с прошедшим днем рождения и как говорится, чтобы число взлетов равнялось числу посадок!
При подготовке использовались материалы russianknights.ru
Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.