Найти в Дзене

То, что они делают, это просто невероятно!

Я уверен, любой, даже самый далекий от авиации человек, хоть раз да слышал о них. 5 апреля им исполнилось 32 года. Они - это первая и до 2006 года единственная пилотажная команда в мире (в 2006 году в Липецке была сформирована группа "Соколы России" также на Су-27), выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса "тяжёлый истребитель", авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские Витязи". А началось все еще в мае 1989 года, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Летчики эскадрильи быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Выбор названия стал делом не лёгки
Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

Я уверен, любой, даже самый далекий от авиации человек, хоть раз да слышал о них. 5 апреля им исполнилось 32 года. Они - это первая и до 2006 года единственная пилотажная команда в мире (в 2006 году в Липецке была сформирована группа "Соколы России" также на Су-27), выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса "тяжёлый истребитель", авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России "Русские Витязи".

А началось все еще в мае 1989 года, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили истребители Су-27. Летчики эскадрильи быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю "ромб". В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Выбор названия стал делом не лёгким. Варианты были один экзотичнее другого. Пока Николай Гречанов не произнёс слово "Витязь".

-2
Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

А уже 24 августа 1991 года, буквально через четыре с половиной месяца, название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов.

Су-27. Одиночный пилотаж. Фото: Фотограф Сергей Захаров
Су-27. Одиночный пилотаж. Фото: Фотограф Сергей Захаров

Осенью 1991 года "Русские Витязи" появились в небе Великобритании. Той же осенью на авиашоу в Праге эффект от выступления "Русских Витязей" был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 просто-напросто отказались от выступления из опасения "потеряться" на фоне русских. Через месяц после возвращения, группа была приглашена в Малайзию для участия в авиасалоне LIMA’91. В июне 1992 года две "спарки" "Витязей" отправились в американский Портленд на аэрошоу "Фестиваль роз". А буквально через месяц снова состоялся визит в США, на Аляску. Осенью 1992 года «Витязи» выступили на 50-летии знаменитого полка «Нормандия-Неман» во французском Реймсе, где состоялся совместный пилотаж двух четверок Су-27 и самолетов F-1 Mirage. В августе 1993 года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом - канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хвалеными «Хорнетами», доказав качества своих боевых машин. В октябре 1994 года летчики группы возобновили давнюю традицию Кубинки - эскортирование самолетов именитых гостей. На этот раз они сопровождали лайнер королевы Англии Елизаветы II. 9 мая 1995 года в 50-летие Победы в Великой Отечественной войне шестерка «Русских Витязей» прошла в составе колонны авиационной техники над Можайским шоссе, Поклонной горой и Кутузовским проспектом в Москве.

Из очередного авиасалона в Малайзии в декабре 1995 года вернуться домой в Кубинку довелось, к огромному сожалению, не всем. 12 декабря три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую туманом гору. Это произошло при заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» - гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.

Братская могила "Русских Витязей" на кладбище села Никольское
Братская могила "Русских Витязей" на кладбище села Никольское

Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего была моральная травма. Лишь в апреле 1996 года "Витязи" начали отрабатывать сначала парный пилотаж, затем восстановили "тройку" и, наконец, составили "ромб". Вновь слётанный "ромб" на четвёрке Су-27 публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне "Геленджик-96".

Строй "Ромб". Фото: Фотограф Сергей Захаров
Строй "Ромб". Фото: Фотограф Сергей Захаров

В июне 1997 года «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова продемонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в Словакии - в Братиславе. В сентябре группа посетила Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А позже летчики эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию. В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в КНР.

В мае 2002 года группу возглавил Игорь Ткаченко. Тогда в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. А уже в 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации.

Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

В январе 2005 года группа впервые совершила визит в Объединенные Арабские Эмираты для участия в авиашоу «Аль Эйн-2005».

9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой  «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью.

"Кубинский бриллиант" над  Красной площадью. Фото: Фотограф Сергей Захаров
"Кубинский бриллиант" над Красной площадью. Фото: Фотограф Сергей Захаров

Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 года, впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов.

Всего два дня оставалось до открытия МАКС-2009, когда "четверка" "Витязей" ушла на тренировочный полет над точкой показа в районе аэродрома "Раменское". Именно на этой тренировке случилась непоправимая беда. Два самолёта Су-27 столкнулись при манёвре после роспуска группы. Два пилота одного Су-27 успели катапультироваться, а командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик "Русских Витязей" Игорь Ткаченко погиб, так как у его кресла-катапульты не успел раскрылся парашют. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полётом "ромба" в крайний день проведения МАКСа, 23 августа. "Ромб" совершил "пролёт памяти" в честь погибшего Игоря Ткаченко. Указом Президента России №966 от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Похоронен на кладбище села Никольское.

Герой  Российской Федерации гвардии  полковник Ткаченко Игорь Валентинович. Источник: Сергей Захаров
Герой Российской Федерации гвардии полковник Ткаченко Игорь Валентинович. Источник: Сергей Захаров

В январе 2012 состоялся визит "Русских Витязей" в королевство Бахрейн по личному приглашению короля Хамада ибн Иса аль-Халифа. Насыщенным оказался 2013 год. В феврале группа выполнила перелёт через территорию Казахстана, Киргизии, Афганистана и Пакистана в Индию. «Русские Витязи» впервые выступили на одном из ведущих авиасалонов Азии «AirIndia 2013» проходившем в Банголоре. А через месяц группа приняла участие в авиасалоне LIMA’2013 на малазийском острове Лангкави. Август ознаменовался выступлением «пятёрки» на авиашоу «International Air Show and Military Display 2013»  в Венгрии. А осенью группа участвовала в учениях Западного военного округа. Всего же за время своего существования группа посетила более двух десятков стран.

Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

В 2016 году группа начала эксплуатацию новых самолётов Су-30СМ. А в 2017 году самолеты группы получили новую ливрею. Честно говоря, старая мне нравилась больше.

Старая ливрея. Фото: Фотограф Сергей Захаров
Старая ливрея. Фото: Фотограф Сергей Захаров

Новая ливрея. Фото: Фотограф Сергей Захаров
Новая ливрея. Фото: Фотограф Сергей Захаров

21 марта 2017 года на 14-й Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA’2017 в Малайзии состоялось первое выступление группы на истребителях Су-30СМ.

Сложнейшая фигура высшего пилотажа "Зеркало". Во всем мире выполняют только "Русские Витязи", "Стрижи" и американская группа "Thunderbirds". Русские Витязи на Су-30СМ. Сентябрь 2018 года. Кубинка. Фото: Фотограф Сергей Захаров
Сложнейшая фигура высшего пилотажа "Зеркало". Во всем мире выполняют только "Русские Витязи", "Стрижи" и американская группа "Thunderbirds". Русские Витязи на Су-30СМ. Сентябрь 2018 года. Кубинка. Фото: Фотограф Сергей Захаров

13 ноября 2019 года и 8 июля 2020 года в распоряжение авиагруппы были получены новейшие многофункциональные сверхманевренные истребителям Су-35С.

Су-35С. Фото: Фотограф Сергей Захаров
Су-35С. Фото: Фотограф Сергей Захаров

Важно понимать, что "Русские Витязи" самое настоящее боевое подразделение - лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям. А групповой пилотаж имеет огромное практическое значение с военной точки зрения, так как на экранах РЛС группа видится как одна единственная цель, а на самом деле в группе может оказаться с десяток самолетов, каждый из которых после роспуска будет выполнять свою задачу.

Роспуск с отстрелом ЛТЦ (ложных тепловых целей). Фото: Фотограф Сергей Захаров
Роспуск с отстрелом ЛТЦ (ложных тепловых целей). Фото: Фотограф Сергей Захаров

Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

Остается только поздравить личный состав группы с прошедшим днем рождения и как говорится, чтобы число взлетов равнялось числу посадок!

Фото: Фотограф Сергей Захаров
Фото: Фотограф Сергей Захаров

При подготовке использовались материалы russianknights.ru

Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.