Найти тему
Сад в Черноземье

Кипарисовик горохоплодный "Филифера Нана" - необычная форма и приятное содержание

Обычно при слове "Кипарисовик" на ум приходит нечто плохо зимующее, требовательное к уходу и подверженное весеннему иссушению. Да, это так, но только если мы говорим, например, о кипарисовике Лавсона или о кипарисовике тупом. Но есть среди кипарисовиков вид, который с уверенностью можно назвать нетребовательным и неплохо зимующим даже в средней полосе, - это кипарисовик горохоплодный (Chamaecyparis pisifera).

У меня в саду растет несколько сортов кипарисовика горохоплодного, но сегодня я хочу рассказать о самом долгоживущем и представленном в моем саду в нескольких экземплярах - о кипарисовике "Филифера Нана" (Chamaecyparis pisifera 'Filifera Nana').

Мой взрослый кипарисовик "Филифера Нана" сейчас
Мой взрослый кипарисовик "Филифера Нана" сейчас

Краткое описание: карликовая полушаровидная форма, медленнорастущая, к 10-ти годам достигает высоты 0,5 м и диаметра 1 м, крона плотная, концы ветвей нитевидные, изящные, свисающие со всех сторон, подобно фонтану, хвоя зелёная, морозостоек и неприхотлив.

Первый кипарисовик "Филифера Нана" попал ко мне уже давно совершенно случайно - я забирала свои растения, заказанные через совместные закупки, и он оказался "в отказниках". Я об этом растении тогда ничего не знала, но цена была "копеешная" - почему бы и не взять?

Я, конечно, сразу начиталась, что кипарисовики зимуют плохо, требовательны к уходу и их надо укрывать (а это всё было не про этот кипарисовик😠), ну и старательно несколько лет укрывала свой. И еще удивлялась - надо же, какой мне достался кипарисовик: не обгорает, не подмерзает, не сохнет без поливов)))

Потом, когда стала интересоваться хвойными всерьёз, поняла, что это его обычное нормальное поведение. Вообще, кипарисовики горохоплодные в основной массе сортов абсолютно неприхотливы, засухоустойчивы и не склонны к весеннему "обгоранию". Есть, конечно, исключения, но и они в разных садах ведут себя по-разному: иногда "паиньки", а иногда не очень.

Мой первый "Филифера Нана" был посажен маленьким саженцем из р9. Вначале, конечно, рос очень медленно, я уже и перестала на него обращать внимание: ну сидят несколько "шнурочков" и сидят, их и не видно толком. А через несколько лет вдруг раз - и у меня уже приличное хвойное, лохматенькое такое, симпатичное.

С годами я свой кипарисовик "Филифера Нана" укрывать в зиму перестала. Сидел он на полном солнце, в песке, ни разу не подсох и не подгорел весной. Зимой не подмерзал, только снегом его расплющивало немного, но некритично.

При переезде в новый сад мой "Филифера Нана" уже был достаточно взрослым и крупным. В принципе, пересадку он перенес достаточно легко, только немного притормозил в росте на следующий год и сбросил много старой хвои. Через год оклемался и уверенно стал обрастать. В новом саду тоже сидит на полном солнце и в том месте сада, где не очень хорошая земля, так что для него в условиях произрастания особо ничего не поменялось.

Кипарисовик "Филифера Нана" после пересадки в новый сад - слева
Кипарисовик "Филифера Нана" после пересадки в новый сад - слева

В прошлом году я его проредила, убрала несколько нижних стволов и подвязала остальные, так как он стал слишком разлапистым и начал "падать" на другие растения. Но обрезка, как мне кажется, ему только к лицу.

Сейчас моему самому взрослому кипарисовику "Филифера Нана" лет 10-12, в высоту он не больше 50 см, а вот в ширину без обрезки был больше метра, сейчас - чуть меньше метра. В прошлом году его немного "распластало" снегопадами, так что теперь я его обвязываю на зиму сеткой именно от расплющивания, а не от обгорания. Если его "растекание" для вас некритично и места для него достаточно, то можно и не обвязывать.

Что касается цвета хвои, то у моего кипарисовика изумрудно-зеленая только молодая хвоя, а потом она становится более салатовой. Я даже вначале думала, что это пересорт, но нет, у меня есть желтохвойные горохоплодные кипарисовики - они явно желтые. А у этого хвоя зелено-салатовая. При этом он прекрасно себя чувствует и явно доволен жизнью🤷‍♀️.

В новом саду я посадила себе ещё один кипарисовик "Филифера Нана", уж очень он хорошо вписывается в компанию к другим хвойным из-за своей необычной "шнуроподобной" хвои. Этот кипарисовик я брала уже в 3-литровом контейнере в садовом центре. Хороший экземпляр, пушистенький, и хвоя у него чисто зеленая, без салатового оттенка (может, это проявляется с возрастом?).

Сейчас он в высоту без подвязки не больше 20 см, если подвязать - то повыше, а в ширину - около 40 см. Сидит тоже на полном солнце, но в плодородной земле, так что посмотрю на его скорость роста в таких условиях.

Зимует пока под овощным ящиком, чтобы не помяло снегом - у молодых экземпляров веточки тонкие и мягкие, если прижмет, то будет по весне "блинчик" , а не "кочка". Он, конечно, потом поднимется, так что это "расплющивание" обратимо. Но я хочу, чтобы он был повыше, поэтому пока закрываю, а на лето привязываю его к опоре, пусть стволики "привыкают" расти вертикально.

Есть у меня ещё один совсем маленький кипарисовик "Филифера Нана". Он, правда, покупался как другой, желтохвойный, сорт, но что-то желтого я там не наблюдаю от слова "совсем", так что буду растить еще одну "Филиферу Нану"))) Про него пока сказать особо нечего, посажен в прошлом году, зиму перенес прекрасно, был укрыт ящиком.

Сейчас мой самый маленький кипарисовик в высоту около 10 см, размером с крокус))), а в ширину - 20 см. Его я посадила в полутень под вишню, буду сравнивать с другими. Вообще, этому кипарисовику безразлично, где расти - на солнце или в тени. В более жарких регионах полутень/тень, возможно, даже предпочтительнее.

Кипарисовик "Филифера Нана" - самый маленький
Кипарисовик "Филифера Нана" - самый маленький

В болезнях мои кипарисовики замечены не были, вредителей я на них не встречала, хвоя старая коричневеет, но в глаза не бросается (как, например, у кипарисовика "Булевар"). Периодически я только вырезаю старые засохшие веточки внутри кроны, на которых уже нет хвои.

Мой кипарисовик "Филифера Нана" внутри после зимовки - всё очень даже прилично, но я его чищу периодически
Мой кипарисовик "Филифера Нана" внутри после зимовки - всё очень даже прилично, но я его чищу периодически

В общем, очень интересное неприхотливое хвойное растение, засухоустойчивое, нетребовательное к почвам и уходу, в нашей полосе полностью зимостойкое. При этом почему-то малораспространенное в наших садах, а жаль.

Рада видеть вас в подписчиках на своем канале. С удовольствием отвечу на вопросы. Буду благодарна, если поделитесь своим мнением и/или опытом.