Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 213 Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 г.

Это был небольшой кораблик - разработанный по требованиям ВМФ авиаконструктором А. Н. Туполевым, на базе трофейной английской "газолинки" - который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну активно работал на коммуникациях противника. Возможно, специалисты скажут, что стоило бы на первое место поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными. Г-5 был глиссирующим катером прибрежной зоны, способный достигать при умеренном волнении высоких скоростей, в отличии от Д-3, который имея килевидный корпус, вполне мог работать на удалении от берега. За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым ка
Оглавление
Это был небольшой кораблик - разработанный по требованиям ВМФ авиаконструктором А. Н. Туполевым, на базе трофейной английской "газолинки" - который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну активно работал на коммуникациях противника.

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы на первое место поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых.

Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был глиссирующим катером прибрежной зоны, способный достигать при умеренном волнении высоких скоростей, в отличии от Д-3, который имея килевидный корпус, вполне мог работать на удалении от берега.

  • материал корпуса: дюралюминий.
  • водоизмещение 17 т,
  • длина 20 м,
  • скорость свыше 50 узлов,
  • вооружение: две 533-мм торпеды (в торпедных желобах) и два 7,62-мм или 12,7-мм пулемётами.)
За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой.
Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.
-2

Кстати, огромная скорость Г-5 и немагнитный дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины, но малое водоизмещение привело к крайне отвратительной мореходности и малой автономности.

ГЛИССИРУЮЩИЕ катера АНГЛИЙСКОГО ТИПА, в силу своей конструктивной особенности, могли действовать торпедами только при волнении до 2 баллов, а держаться в море – до 3 баллов.

Плохая мореходность проявилась прежде всего в заливании мостика катера даже при самом незначительном волнении и, в частности, сильном разбрызгивании открытой сверху очень низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера.
Производной от мореходности была и автономность катеров глиссирующего типа – их проектная дальность никогда не могла быть гарантирована, так как зависела не столько даже от запаса топлива, сколько от погоды.
Штормовые условия в море бывают сравнительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся волнением 3–4 балла, явление, можно сказать, нормальное.
Поэтому каждый выход торпедных катеров глиссирующего типа в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.

Между тем СССР был единственной ведущей морской державой, строившей глиссирующие торпедные катера реданного типа.

Англия, Германия, США и другие страны перешли к строительству килевых мореходных торпедных катеров. Такие катера сильно уступали по скорости в штилевую погоду реданным глиссерам, но существенно превосходили их при волнении 3–4 балла. Кроме того, килевые катера имели как правило гораздо большее водоизмещение и как следствие, несли более мощное артиллерийское и торпедное вооружение.

ОТ АВТОРА:

Туполев – талантливый конструктор самолетов, аэросаней, торпедных катеров и прочей техники, действующей на границе воздушной и прочих сред...

А кто мешал нашим "водоплавающим воякам", перед подготовкой ТЗ, произвести сравнительные испытания английских трофейных катеров и газолинок Никсона, закупленных Россией ещё в 1905 г. и стоявших на вооружении до конца ВМВ?

И если у тогдашних "умников" ВМФ, не оказалось достаточно мозгов, то на каком основании, нынешние "специалисты" обвиняют в этом Туполева, который построил катер согласно требованиям ТЗ Флота?

Однако, я думаю, что и здесь не всё так просто:

- советский ВМФ, большую часть Великой Отечественной войны был прижат к своим базам и подвергался террору Люфтваффе, потери от которой, значительно выше, чем потери от действий Кригсмарине...

- высокая скорость, позволяла Г-5 и "Комсомольцам", быстро нанести удар по конвою врага и смыться домой под защиту базы, до того, как над ними появится Люфтваффе!

Источники:

  • Апальков Ю. В. "Катера отечественного флота"
  • Даффи Пол "А. Н. Туполев – человек и его самолеты"

Статьи по теме:

Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 18.02.2023 г.
последняя дата изменения 09.04.2023 г.