Мы погуляли в Царицыно в Вербное воскресенье. Погода стояла восхитительная, солнце сквозь легкую дымку, не по времени ранняя весна. Призрачные еще березки, особенно в эту пору невесомые.
Зашли со стороны Оранжереи, очень люблю я царицынские оранжереи, они мне нравятся и внутри, и снаружи.
Эти мелкие переплеты окон, этот кирпич, с которого вечно норовит осыпаться некрепкая штукатурка...
Все напоено миром и безмятежностью, цветут крокусы целой поляной - судя по всему, их сажали перед тем, как развернуть сверху газон. Самое выигрышное решение - посадить первоцветы большим массивом, тогда их цветение максимально эффектно.
Уже распускаются в цветниках очаровательные примулы. Все как полагается - они напоминают ключ. Ведь по легенде, спящий апостол Петр обронил ключи от Рая, и упав на землю, они стали этим цветком.
Вашей покорной слуге пришлось припадать к земле, чтобы выбрать ракурс этих малышек повыигрышнее:
Я бродила по аллеям, заполненным птичьими трелями, и размышляла о Вербном воскресенье. Ведь это тот самый день, когда Иисус въехал в Иерусалим, и его приветствовал народ как царя и Господа, зная уже о воскрешении Лазаря и прочих чудесах. Они устилали его путь пальмовыми листьями, но пальм у нас нет, поэтому в нашей традиции пальму заменяет верба.
Всеми любимая трогательная ива.
А еще я думала, что завтра начинается Страстная неделя, и в пятницу Христа распнут, снова и снова. А в воскресенье Он воскреснет. Эта история повторяется год за годом в мыслях верующих, она зациклена, как и во всех верованиях людских непременно есть повторяющийся цикл жизни и смерти. И неспроста он связан с весной, когда каждым человеком подспудно владеет это тревожно-благостное ощущение перемены - и непреложности этой перемены.
Иисус въехал в Иерусалим в тот день, когда иудеи выбирали жертвенного агнца, которого потом, на Пасху зарежут. Все уже было предопределено. Как весна предопределяет и осень, и зиму, и следующую весну за ней.
Мне вспомнился Бахтин, который в работе "Проблемы творчества Достоевского" подробно рассматривал карнавальное действо и механизм увенчания-развенчания. Эта перипетия - одна из самых ходовых в мировой драматургии (ибо карнавал как обряд (не бразильские пляски с перьями, а настоящая средневековая мистерия) тоже был драматургически простроен, конечно). Увенчание-развенчание. Из грязи в князи и обратно из князи в грязи. В рамках карнавала шута или дурачка объявляли царем, а потом развенчивали. В огромном количестве мировых фильмов у героя сначала есть все, а потом ничего, или наоборот. И так отлично этот ход срабатывает именно потому, что архетипически заключен в нашем подсознании. Мы знаем в глубине души: нет ничего вечного, колесо вращается, тот, кто был наверху, оказывается внизу - в любом случае. Даже если он царь, его ждет тлен, и из тлена прорастет новый росток, и все снова родится, и зацветет, и угаснет. Смысл карнавального увенчания-развенчания был именно в этом проживании цикла, сменяемости, торжества и единства противоположностей жизни и смерти, высокого и профанного, священного и низменного.
Я бродила мимо изящного, воздушного Царицынского дворца, перед которым оставлены развалины, напоминающие о том, в каком состоянии это место было еще недавно. Когда я впервые тут оказалась, дворца как такового и не было, мы с подружкой (нам было по 10) бегали по малой нужде в заросли крапивы, которая в изобилии произрастала между вот этих самых стен.
Всюду было запустение. А когда-то эту сказку наяву строили для Императрицы. Сказка ей не понравилась (это неизменно вызывает во мне чувтво глубокого недоумения, хотя самой Екатериной II я восхищаюсь). Но нет ее давно, императрицы, нет и архитектора Баженова, и самого дворца тоже не было еще недавно. Теперь он есть (восстановили, а на самом деле отстроили заново), но - memento mori, помни о смерти.
И все же - близится Воскресение. Снова и снова, для тех, кто верит и кто надеется.
... а еще я, конечно, наслаждалась природой. Любовалась парком. Посмотрите, как замечательно устроены подпорные стенки!
Заметила, что в особо крутых оврагах склоны укреплены сеткой.
А ведь в Царицыно очень непростой рельеф, перепады высот совершенно немилосердные. Там из-за этого даже на велосипедах на территорию не пускают (обратите внимание, если кто собирается на велопрогулку, даже со взрослыми самокатами нельзя!) - очень уж велик шанс не справиться с управлением и полететь кубарем, прихватив с собой особо удачливых пешеходов.
Потом мы углубились в лес. Я заметила целые полянки проглядывающей душистой фиалки, моей любимицы. Но она пока не цветет, ее цветение наверняка застану в Кузьминках, где бываю каждые выходные. Зато набирают цвет какие-то малышки, которых я не узнала:
Может, подскажете?
В общем, такая вот культурологическо-философская получилась прогулка. С ботаническим уклоном. А вы что делали в это Вербное воскресенье?
Пост соблюдаете? К Пасхе готовитесь?
"Carpe diem!" имеет русский аналог "Лови момент", но мне больше нравится дословный перевод с латыни: "Лови день". В этой рубрике я радуюсь новому дню и ловлю его в сети памяти, традиций и ассоциаций.
Ваша Елена Вернер