СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ ИЗ СЕМИ ИСТОРИЙ
История первая «УГРОЖАЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ»
В середине 30-х годов ХХ столетия весь мир с большим интересом следил за русскими, которые впервые в истории гидростроительства решили возвести гидроэлектростанции на равнинной реке Волге. До этого момента, все гидросооружения возводили только на горных реках или на сильных реках, текущих под углом.
Началось строительство на Верхней Волге в конце 1932 года под Ярославле в селе Норском. Предполагалось согласно первого варианта возвести три гидроэлектростанции - Ярославскую, Мышкинскую и Калязинскую. Однако вторая группа учёных и Гидропроекта доказала, как утверждают некоторые источники, лично Сталину, что первый проект ошибочный и в результате его воплощения в жизнь на Верхневолжье получат «гигантскую лужу», которая в самое судоходное время будет мелководной.
В книге «25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС» указывается, что группа работников института «Гидростройпроект» (А.Н.Рахманов, Н.И.Головаческий и П.А.Медведев) начала разработку второго варианта, который предполагал более высокий подпор и создание в Молого-Шекснинском междуречье регулирующее водохранилище. Это бы исключило возможность заболачивания большой части междуречья.
Для выполнения проектных работ по реконструкции Волги был создан коллектив проектировщиков Москваволгостроя, которыми руководили передовые советские гидротехники С.Я.Жук, В.Д.Журин, Г.А.Чернилов и др.
Именно этот коллектив разработал совершенно новую для того времени схему реконструкции Волги в верхнем и среднем её течениях, одобренной в апреле 1936 года экспертизой Госплана СССР. Было предложено отказаться от дальнейшего строительства Ярославского гидроузла и начать строительство выше города Рыбинска, а вместо двух гидроузлов – Мышкинского и Калязинского – построить только один – Угличский.
23 мая 1938 года экономическим cоветом СНК СССР был утвержден технический проект Рыбинского гидроузла. Согласно этому проекту на гидроэлектростанции предусматривалось установить гидросиловое оборудование мощностью 330 МВт и применить компоновочные решения здания, сходные с Угличской ГЭС. Основные работы на Рыбинском гидроузле развернулись в июне 1940 года.
13 апреля 1941 года на плотине Рыбинского гидроузла были закрыты шандоры (технологические отверстия для сброса воды). Волга ниже плотины обмелела. А рыба, которая плыла на нерест в ее верховья, в изобилии скопилась перед непреодолимой преградой. 14 апреля началось наполнение водохранилища…
Так считают историки. А вот бывшие жители города Мологи и 700 деревень, попавших в зону затопления, утверждают, что точной даты не было. Сегодня из тех великих переселенцев почти никого не осталось. Только их письменные воспоминания родственникам.
В то время всех предупреждали заранее о необходимом переезде. Многие жители деревень и сел, перебравшись поближе к Рыбинску, образовали новые поселения. Так рядом с городом появились поселки Веретье и Заволжье. До сих пор стоят мологские избы рядом с выросшими многоэтажками. На некоторых старых домах остались пронумерованные разной краской бревна.
В одном из таких домов живут родственники Павла Кичигина. Дом перед войной в Рыбинск он перевез из деревни Станово, которая попала в зону затопления. Павел Михайлович раскатал избу по бревнышку. Когда снимал бревна, каждое по углам нумеровал, чтобы потом дом без мороки собрать заново. Перевозил его на подводах. Однако многие так и не успели перевезти свои дома посуху. Поэтому по бревнышку сплавляли их по реке. Сооружали плоты и уже по воде перегоняли дома к отведенным для места жительства местам.
В ночь на 18 ноября 1941 года Рыбинская ГЭС начала поднимать напряжение с нуля до 220 киловольт. Москва экстренно нуждалась в рыбинской электроэнергии. Положение в системе Мосэнерго было угрожающим. Фашисты рвались к столице. Некоторые станции в Подмосковье из-за военных действий не работали. На действующих столичных ТЭЦ дожигали последнее топливо. В подмосковной Шатуре снежные заносы срывали доставку торфа. Специалисты сами выкорчёвывали пни и бросали в топки котлов. Частота тока была низкой, поэтому на московских заводах останавливались станки. Утром 18 ноября в столице все изменилось.
В квартирах москвичей горел яркий электрический свет. В это время в Рыбинске на гидростанции дежурный инженер Пшеничный нагрузил генератор до 44 мегаватт и в оперативном журнале записал крупно и размашисто: «Начало промышленной эксплуатации Рыбинской ГЭС». Именно в 7 часов 15 минут 18 ноября 1941 года станция вступила в строй.
«Обычно в таких торжественных случаях все проходит весьма шумно и ярко: гремят оркестры, произносятся речи, приглашаются гости, вручаются цветы, разрезаются ленточки… 18 ноября 1941 года все было куда скромнее. Но нам на всю жизнь запомнились первые обороты турбины. Мы крепко обнялись…», - вспоминал позже первый директор Рыбинской ГЭС Сергей Андрианов.
Первый гидроагрегат запускали под открытым небом. Станция ещё строилась. Были только стены здания. А осень сорок первого выдалась дождливой. Чтобы вода не заливала обмотки трансформаторов, Сергей Андрианов распорядился срочно готовить металлические каркасы. Их укрепили на крестовинах генераторов и обтянули брезентом.
«Агрегаты стояли под открытым небом», – воспоминал первый руководитель Рыбинской ГЭС Андрианов. – «Вместо крыши над ними был натянут брезентовый шатёр. Под временным навесом находились и главный возбудитель, и маслонасосы. Эти сооружения мы в шутку назвали «цирк шапито».
Начальник Волгостроя Владимир Журин решил лично убедиться – может ли противник увидеть сверху, что ГЭС начала работать. Он поднялся над стройкой на военном самолёте. C воздуха станция выглядела заброшенной.
#Рыбинск #Рыбинскийрайон #Ярославскаяобласть #Углич #РыбинскаяГЭС #Волгострой #Молога #мойрайон