Недавно я был приглашен как эксперт в сфере управления на питч-сессию в молодежное пространство ПРОСТО (Санкт-Петербург).
Было 16 презентаций, в рамках которых 19-20 летние будущие и действующие предприниматели презентовали свои проекты.
Бизнес-модели в основном были выстроены в рамках шаблона Остервальдера-Пинье, более известного как Business Model Canvas - инструмента, который позволяет упрощенно, на одном листе (canvas - холст) разложить модель действующего или будущего бизнеса, визуализировать как увязаны между собой различные узлы.
Ключевые элементы:
- Целевая аудитория,
- Основные действия,
- Основные ресурсы,
- ЦКП - целевой конечный продукт,
- Взаимоотношения с Клиентами,
- Каналы сбыта,
- Сегментация Клиентов,
- Издержки,
- Денежные потоки.
Хочу сразу отметить, что все без исключения ребята выбрали актуальные темы бизнеса, некоторые замахивались на глобальные вопросы жизни общества, и, главное, - во всех проектах можно и нужно делать бизнес.
Это круто.
Теория поколений говорит о значительной разнице между теми «Иксами», к которым отношусь я, и поколением Z (зумеры, миллениалы), ориентированными на самореализацию и не банальное потребление.
Какие выводы я сделал для себя и на что хотелось бы особо обратить внимание?
Pitch - подача.
Возможность рассказать о своем проекте за 5-7 минут (иногда быстрее - elevator pitch, например) так, чтобы заинтересовать инвестора или руководителя. Ведь рассказать круто о своей идее может не только предприниматель потенциальному инвестору, но и линейный сотрудник топ-менеджеру в рамках корпоративной структуры.
Для этого важно, чтобы информация передавала суть, без погружения в детали, которые будут отработаны после.
А для этого презентация должна быть краткой и емкой, ориентированной на уникальность и решение той боли целевой аудитории, которая будет платить деньги за решение.
И здесь важно все: от голоса и подачи выступающего до визуального ряда и стилистики самой презентации.
Например, произнесенное между делом пьяным голосом собственные имя/фамилия или необъяснимая логика в последовательности слайдов будут иметь критические последствия.
Бюджет.
Любой бизнес это про деньги. Деньги - кровь бизнеса. Вселенная в бизнесе разговаривает с нами языком цифр. И понимание возможно лишь, когда мы этим языком владеем. В противном случае, будет не «ешельме» - будем как таджик с португальцем.
Бюджет формирует понимание финансового результата - доходы минус расходы. Какой нужен инвестиционный кредит? Когда наступит Точка Безубыточности? Когда - Окупаемости?
Бюджет в презентации может отражен на верхних цифрах, но для себя обязательно провести эти расчеты.
Быстро. Дешево. Качественно.
Дизайнер Колин Харман не без иронии раскрыл через, ставшую знаменитой, диаграмму этот вопрос.
Хочешь быстро и дешево? Пострадает качество.
Быстро и качественно? Будет дорого.
Дешево и качественно? Устанешь ждать.
Соблюсти все три условия - утопия.
Планируя свой бизнес, определяя боль целевой аудитории (ЦА), ЦКП, которым планируешь устранить эту боль, устанавливая доходность, важно не забывать о трех условиях запроса и грамотно выбирать два их них.
Продажи.
Любой бизнес что-то продает. Навык продажи, как и любой другой, большинству людей не дается от рождения, а требует дисциплинированного и регулярного развития, формирования новых нейронных связей через повторение.
Не можете - учитесь. Не откликается - берите в партнерство того, кто умеет. Не готовы? Нанимайте внешнего консультанта, который поможет выстроить систему продаж.
Не усложняй.
В книге Джима Коллинза «От хорошего к великому» один из залогов успеха компаний, которые по мнению автора стали «великими», стала «концепция ежа» - понимание, в какой области ваш бизнес может быть лучшим, сконцентрироваться на этом и целенаправленно наслаждаться этим путем.
Например, если ваш бизнес ориентирован на В2С сферу, но привлечение и качественное удовлетворение потребностей ЦА будет стоить значительных сил и средств, то лучше дерзнуть и поискать возможности в среде тех, кто уже привлек вашу аудиторию, изменив концепцию на В2В.
И еще.
Не забывать про себя в своем же бизнесе. Не платить себе зарплату - харам. Жертвенная самоотдача - плохое состояние, из которого бизнес если и получится, то не даст возможности ощутить свободу и помешает жить свою жизнь.
Успехов!