Ага, та же самая особь. ))) Едва ли не такие сенсационные выводы можно сделать из некоторых желтушных обзоров любопытной новости из Фейетвилла, штат Арканзас (США).
Там в 2012 году проживал энтомолог Майкл Скварла, в то время аспирант Университета Арканзаса, которому в один прекрасный вечер вдруг понадобилось молоко. В связи с этим он отправился в местный «Уолмарт» и на фасаде супермаркета неожиданно заметил крупное насекомое. «Я подумал, что оно выглядит занятно, так что я взял его рукой и проходил с ним за покупками по магазину, держа меж пальцев, – рассказывает Скварла, ныне директор лаборатории по идентификации насекомых в Университете штата Пенсильвания. – Ну а придя домой, я наколол его на булавку и тут же забыл о нем почти на десять лет».
Вспомнил о нем Скварла осенью 2020 года, во время локдауна, когда преподавал курс энтомологии на удаленке и через Zoom пытался показать студентам всякие прелести в своем микроскопе, тыкая окуляром в видеокамеру. Те, конечно, ничего не могли так разглядеть, поэтому препод решил обратиться к макроэкземплярам из своей коллекции. Вот, например, «муравьиный лев» – такой ярлычок прицепил когда-то Скварла к насекомому со стены «Уолмарта». Правда, на стрекозоподобного муравьиного льва оно не слишком походило, скорее на златоглазку… Да и было очень уж большим для арканзасских сетчатокрылых, с размахом крыльев около 5 см… Так, погодите-ка…
«Доктор Скварла глядел в микроскоп и рассказывал о характеристиках… и вдруг он замер, – вспоминает Коди Матис. – Мы все поняли, что насекомое не соответствовало ярлычку, а в действительности оказалось сверхредким гигантским сетчатокрылым. Я все еще помню те ощущения: мы совершали настоящее открытие прямо во время онлайн-курса!» «Это один из тех экспириенсов, которые не ожидаешь получить от обязательного лабораторного курса, – согласен Луис Настаси (оба аспиранты УШП). – Мы просто смотрели на насекомых, чтобы их айдентифицировать, как вдруг откуда ни возьмись этот инкредибл!»
Анализ ДНК помог опознать в нем представителя вида Polystoechotes punctata из семейства итонид, более родственного златоглазкам, нежели муравьиным львам. Это семейство существовало еще в юрском периоде – столь древние экземпляры палеоэнтомологи находили в Азии, ну а в Северной Америке итониды известны с эоцена. Вид P. punctata, разумеется, возник не так давно, это современное насекомое с широким историческим распространением от Аляски до Панамы, что удалось показать путем анализа сохранившихся записей и музейных экземпляров. Однако на востоке Северной Америки до находки в Фейетвилле его не встречали с 1950-х годов, а в штате Арканзас и вовсе никогда не видели.
Откуда букаха взялась на стене супермаркета – большая загадка. Очевидно, ее привлек свет – стена была хорошо освещена тем вечером. И тем не менее она туда прилетела откуда-то, преодолев не одну сотню метров как минимум, говорит Скварла. Ближайшее место, где когда-либо находили P. punctata, расположено в 1200 милях (более 1900 км) – едва ли насекомое преодолело такое расстояние, чтобы слетать за покупками. Вероятно, оно представляет редкостный остаточек восточной популяции своего вида, сумевшей избежать вымирания, а также внимания со стороны энтомологов в последние полвека.
Почему этот вид исчезает на востоке Северной Америки – тоже неясно. Возможные причины: урбанизация, световое загрязнение, тушение лесных пожаров (если эти насекомые предпочитают селиться на пожарищах), интродукция чужеродных хищников, например жужелиц, или земляных червей, преобразующих листовой опад и местные почвы. «Энтомология может служить передовым индикатором для экологии, – считает Майкл Скварла. – Тот факт, что это насекомое было замечено в регионе, где его не видели более полувека, многое говорит об окружающей среде».
Фейетвилл расположен на плато Озарк, которое, по мнению авторов исследования, может оказаться горячей точкой биоразнообразия. Там обитают десятки эндемичных животных, включая 68 видов насекомых. При этом Озарки, как называют данную гористую местность американцы, изучены довольно слабо по сравнению с другими территориями со схожим биоразнообразием, такими как Южные Аппалачи. «Эта комбинация делает регион идеальным местом для пряток крупного и харизматичного насекомого», – полагают ученые.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Proceedings of the Entomological Society of Washington (Skvarla & Fisher, 2022)