Найти в Дзене
Потерянные судьбы

Винсент Ван Гог: выбраться из тьмы

Неизвестный при жизни, сейчас - знаменитая поп-икона. Полки в книжных магазинах ломятся от натиска исследования его биографии. Но сколько бы не было написано о его жизни, смерть художника по-прежнему остается неразгаданной тайной.

Имя Винсента Ван Гога, наверное, знакомо каждому незаурядному человеку. Безумный художник, живший на средства брата и отрезавший себе ухо в припадке. Всю свою недолгую жизнь, преследуемый призраком младенца с немым укором. И вот, эти мысли:

Тебя не должно было быть.

Ты занимаешь его место.

Он был бы лучше тебя.

И ещё эта могила с собственным именем, куда мать постоянно его водила в детстве…

Винсент Ван Гог в 13 и 18 лет.
Винсент Ван Гог в 13 и 18 лет.

Несчастья Винсента уходят корнями в детство. Он старался, чтобы его полюбили, но это, к сожалению, так и не получилось. И почему этот маленький мальчик виделся всем сгустком чего-то бесполезного? Родители мечтали об идеальном сыне - у Винсента не получалось оправдывать их надежды. Он никогда не мог сравниться с тем идеальным образом, который они себе представляли. Винсент отчаянно старался быть таким, каким его хотели видеть; у него было желание приносить людям пользу. Возможно, он попал в ловушку, которую сам себе устроил…

Он работал в торгово-художественной фирме своего дяди, но его уволили с позором. Он пытался стать пастором, как его отец, но учеба ему не давалась. Даже на должности миссионера самого низшего ранга он задержался не долго – его снова уволили. Это был тупик.

Лишний человек.

Обуза.

Ни на что не способный.

Глубокая религиозность, сочувствие к отверженным, любовь к людям и природе – все это нашло свое воплощение в творчестве.

"Ткач у станка" 1884 год. Музее Крёллер-Мюллер, Оттерло
"Ткач у станка" 1884 год. Музее Крёллер-Мюллер, Оттерло

Серьезно заниматься живописью он начинает только в двадцать девять. Можно подумать, что это слишком поздно. Но ведь никогда не поздно? Тем более, если осталось всего восемь лет…

Терять жизнь ужасно, но терять смысл жизни - ещё хуже. Виктор Гюго писал: «У людей нет нехватки силы, у них есть нехватка воли». У Винсента она была, как и желание, наконец, стать полезным.

Тео Ван Гог. Брат художника.
Тео Ван Гог. Брат художника.

Спас младший брат Тео. Он сказал Винсенту, что верит в него, и если он будет бороться за себя, то и Тео станет бороться вместе с ним. Так и случилось! Винсент берёт в руки кисть, он знает, что Тео на его стороне, так что для него больше нет преград. Винсент писал так, как чувствовал, он, наконец, верил в себя, делал всё здорово.

Живопись дала Винсенту новую жизнь, переродила, обновила его. Она была для него всем, собирала по кусочкам его разрушенный внутренний мир, взывала к действиям и открытиям. Он всё время мечтал, и кульминация творчества «Звездная ночь», написанная за несколько месяцев до смерти художника, является тем самым воплощением некой его мечты.

В самом деле, Винсент не был виноват в том, что вся его жизнь с самого начала была наполнена чредой одних огорчений и разочарований. Кто знает, может уже тогда в его голове возникали суицидальные мысли – как следствие полной потери себя, как единственное возможное развитие сюжета, если совсем ничего не выйдет…

И вот начался период работы, отнимающей все, и не дающий взамен ничего. Темный «голландский» период сменяется изучением цвета на японских гравюрах в Париже. Там же он знакомится с «импрессионизмом» и это уже совсем другое, не то, что он видел раньше. Винсент отправляется на юг Франции за природой и вдохновением.

"Красные виноградники в Арле" 1888 год. ГМИИ им. Пушкина, Москва
"Красные виноградники в Арле" 1888 год. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Это его место. Во всём, что его окружало, он видел сюжеты. Полная самоотдача – вот один из главных факторов становления в нём «гения». Мистраль, кипарисы, бесконечные поля и луга, пейзажи, меняющиеся каждую минуту – самый плодотворный период – и мысль о создании гильдии художников, такая светлая и прекрасная, но, к сожалению, столкнувшаяся с человеком, полностью не разделяющим взглядов.

«В душе человека пылает мощный костер, но никто никогда не придет, чтобы согреться подле него»

Припадок.

Трагедия.

Госпиталь.

"Автопортрет с перевязанным ухом" 1889 год. Институт искусств Курто, Лондон.
"Автопортрет с перевязанным ухом" 1889 год. Институт искусств Курто, Лондон.

Оправившись от удара, он снова пишет – это всё, что он умеет. Горы, поля, кипарисы, напоминающие ему египетские обелиски: «… до сих пор не получилось изобразить их так, как я вижу…»

"Кипарисы" 1889 год. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
"Кипарисы" 1889 год. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Снова чувство вины, съедающее изнутри, призрак умершего брата, ходящий за ним по пятам. А теперь ещё и Тео женится. Единственный родной человек, который его любит, кажется, отдаляется. И что ещё более неестественное – рождение ребенка, которого так же называют Винсентом, в честь дяди. Может его жизнь сложится так, как надо?

"Цветущие ветки миндаля" 1890 год, написанная для сына Тео. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.
"Цветущие ветки миндаля" 1890 год, написанная для сына Тео. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.

Вокруг люди, провожающие недобрыми взглядами и этот доктор Гаше, вроде и родственная душа, а все равно, есть в нем что-то неприятное. Кажется, что его история подошла к концу, дальше он себя не видит...

Все таки силы воли ему не хватило. Возможно, Винсент родился не в своё время, ведь сейчас его творчество находится на пике популярности, чего никогда не было при жизни. Может, отсутствие признания подавило гения? Никто не смог увидеть сквозь яркие краски и густые мазки его душу, прочитать мысли, признать в нём человека, чего художнику так сильно хотелось. Винсент видел мир по своему, вся повседневность, его окружающая, казалась ему прекрасной, душевной, гениальной и стала неотъемлемой частью его творчества.

"Винсент Ван Гог на смертном одре" Доктор Поль Гаше, 1890 год.
"Винсент Ван Гог на смертном одре" Доктор Поль Гаше, 1890 год.

Отрицать его неимоверный вклад в развитие изобразительного искусства всё равно, если отрицать, что небо голубое, а трава зелёная. И жаль, что признание пришло к нему слишком поздно. Он просто не справился со своей гениальностью…

Винсент завещал нам смотреть в небо, остановиться, помолчать, прислушаться и восхититься. Принять жизнь такой, какая она есть, жить без лишних вопросов, пользоваться тем, что некоторые вещи идут сами по себе, не спрашивая у нас разрешения. И не бояться, если наши мечты не сбываются.

-10

Библиография:

  • Винсент Ван Гог «Письма к брату Тео», «Письма к друзьям»
  • Мартин Бейли «Неизвестный Ван Гог. Последний год жизни художника» - рассказ о жизни в госпитале Сен-Поль-де-Мозоль и анализ шедевров данного периода.
  • Бернадетт Мерфи «Ухо Ван Гога» - скрупулезно собранная по крупицам и очень эмпатичная биография, которая дает ответ на вопрос, что произошло той самой ночью, и бонус – рисунок доктора Рея для Ирвинга Стоуна.
  • Константино д’Орацио «Таинственный Ван Гог» - исследование личного дневника племянника Винсента.
  • Нина Дмитриева «Ван Гог. Человек и художник» - монография от советского искусствоведа.
  • Анри Перрюшо «Жизнь Ван Гога» - живой и волнующий рассказ о художнике.
  • Давид Азио «Ван Гог» из серии ЖЗЛ

Художественные произведения:

  • Ирвинг Стоун «Жажда жизни»
  • Шерами Бандрик «Подсолнухи»
  • Дина Рубина «Холодная весна в Провансе»
  • И бонус: замечательный, очень красиво и трогательно сделанный фильм «С любовью, Винсент».
Постер к фильму "С любовью, Винсент" 2017 год.
Постер к фильму "С любовью, Винсент" 2017 год.

#ВинсентВанГог #ПотерянныеСудьбы #ВанГог #мемуары #биографии #ожизни #жизньВанГога #жизнь #искусство #книги #живопись #художники #художник