Проведение военной операции на Украине вызывает тревогу. Прошло примерно полгода после частичной мобилизации, но уже по России перед подъездами стали развешивать призывы на военную службу по контракту, это означает косвенное признание понесенных потерь, точных данных не сообщается. Успех этой акции не очевиден, поскольку большая часть граждан не готова рисковать жизнью ни за какие деньги, а у пожилых граждан уже нет физических кондиций для боевых действий. Но как же так получилось, что ресурс частичной мобилизации близок к исчерпанию, а линия фронта изменилась очень слабо? Да Артёмовск видимо в обозримом будущем всё же будет взят (на время начала статьи 27.02.2023), но это после полугода непрерывных штурмов. Военная операция началась не слишком внятно, в то время, когда значительные территории освобождались без больших потерь, наши войска с непонятными целями длительное время стояли под Киевом, под Черниговом. Зато теперь, когда время быстрых продвижений упущено, мы видим упорное сопротивление ВСУ, и что самое печальное, несём дополнительные потери. И нельзя сказать, что ошибки прошлого преодолены, реализуется так называемая концепция вертикали власти, при которой верховный главнокомандующий ставит задачу командующиму СВО, тот разбивает задачу на задачи для командующих фронтами, те конкретизируют для подчинённых генерал-лейтенантов, те в свою очередь для генерал-майоров, и всё выглядит солидно, чинно и благородно. Но вот досада, когда общая задача разбивается на сто мелких, то сил для решительного прорыва фронта нет нигде. Вот сообщается, что одна из штурмовых групп прорвала линию фронта и углубилась на1.5км. Но здесь рано радоваться , так как это означает, что остальные группы понесли потери, но преодолеть оборону противника не смогли, и кроме того, если это произошло на узком участке фронта, то велика вероятность опрокидывающей контратаки ВСУ. Более правильным выглядит решение сосредоточить силы и прорвать оборону противника в полосе 10км (причем начать можно даже с более узкой полосы атаки, а затем расширить по флангам) на глубину 10км. Это эффективнее, чем ежедневно посылать солдат на штурм ближайшего окопа и давать противнику заново окапываться и снова попадать под встречный огонь. Так у нас никаких сил не хватит.
После проведения частичной мобилизации были надежды, что в боевых действиях наступит коренной перелом, но этого не произошло. ВС России стали лучше удерживать занятые позиции, усилиями ЧВК Вагнер был освобождён Соледар, произошли ещё некоторые подвижки, но это скорее некоторое улучшение, чем радикальное изменение стратегической ситуации. Последнее время часто меняют командующих СВО, Лапина сменил Суровикин, Суровикина Сергеев, а Сергеева Потехин. Но если кто-то думает, что это делается для улучшения планирования боевых операций, то ничто на это не указывает, просто более решительный командующий должен активнее погнать солдат в атаку. И ещё президент учредил медаль За храбрость. а чем это лучше существующей медали За отвагу? Допустим воинские части более храбро перейдут по всей линии фронта в атаку, но это может привести только к большим потерям, а фронт значительно не изменится. Давайте разберёмся, выясним по- другому, вот последнее время СВО разбивается на множество мелких задач, в основном по ближайшим позициям, для выдачи таких приказов кстати особого командного мастерства не требуется, да и отвечать как удачно, не за что. если что-то не получилось, или большие потери, то сами солдаты и виноваты. А зачем тогда столько командиров? У нас нет лишних людей, вы что не понимаете, что в стране тяжёлая демографическая ситуация? К вопросу как улучшить демографическую ситуацию, и не только методами материального стимулирования, как сейчас, мы подойдём позже, а пока надо выбраться из этой войны. Они распределяют приказы, да это кто угодно может отдать такой приказ, вон видишь перед собой окоп противника, беги вперёд и атакуй. Нет давайте подсчитаем сколько точно наших воинов погибло за последние полгода, получило инвалидности,и сколько сотен квадратных километров территории освобождено. Вы сразу убедитесь, что таким методом штурмовать эти бесконечные окопы один за другим слишком затратно, так мы не решим стратегических задач, это дорога в тупик.
Перейдём к вопросу, что надо изменить оперативно.
1. Усилить командирскую ответственность. Всё же, если мы говорим об успехе СВО при минимальных потерях, то самый верный путь,это не поэтапное движение от окопа к окопу, которых могут нарыть бесконечно, а резкий прорыв фронта на каком-то участке, а лучше на двух встречных участках. Для этого должен быть не просто приказ, а подготовлен план операции, протоколы сопровождения. То есть к району предлагаемого прорыва скрытно перебрасываются резервные подразделения, обеспечен достаточный боекомплект, после огневого воздействия средства телеметрии фиксируют сколько боеспособных ВСУ осталось, и только после достижения минимального уровня начинается штурм первого эшелона, резервы вводятся для расширения по флангам зоны прорыва и развития успеха. Кстати был интересный опыт совместной работы миномётных установок терминатор с беспилотниками, но как-то он не был развит. Ну как говорится, гладко было на бумаге, но главный смысл преодолеть полосу укреплённой обороны и выйти на оперативный простор, где возможно быстрое движение без потерь. Всё же фронт, это не шкаф, который можно потихоньку безопасно передвигать, здесь важен резкий прорыв. Там, где это невозможно, лучше оставаться в обороне, беречь силы.
2. По поводу скрытых передислокаций воинских частей. В самом начале СВО, когда войска только входили на территорию Украины, США предупредили власти Украины о возможном наступлении войск РФ и местах концентрации войск России. В итоге наши соединения не произвели достаточно массированной артподготовки в расчете на внезапность, а её не было, нас встретили плотным огнём, и здесь мы понесли дополнительные необоснованные потери. Вот так пересекаются космос и СВО. А между тем нам не так уж сложно сбить спутники США, которые летают на высоте всего примерно 300км над Землёй и выполняют в том числе разведывательную функцию. Можно представить, как вытянутся лица у генералов в Пентагоне и чиновников в Госдепе, когда их спутники один за другим начнут исчезать с радаров и всё их могущество поплывёт. А кстати, как они докажут, что это мы их сбили, мы заявим, что они сами по себе попадали из-за космического мусора. Трудно сказать, пойдёт ли наше руководство на какие либо акции по спутникам США, хотя бы по изменению их траекторий над зоной СВО, там могут быть какие-то сложные соображения, но возможность такая у нас есть. Но во всяком случае во время подготовки наступлений, передвижения наших воинских частей, нельзя забывать, за нами пристально следят.
3. Не так давно сообщили, что ВСУ уничтожили массированным артогнём 14 бывших сослуживцев, сдавшихся в плен. А разве это неожиданность? До этого они уже также уничтожили пункт содержания пленных в ДНР и были многочисленные видеоматериалы. Всё-таки наше руководство уделяет недостаточно внимания проблеме военнопленных. Да их кормят, но еда не главное, почему их не отправляют на отработку в безопасное место в глубь России? Наоборот показать видеоматериалы, фотографии, как бывшие бойцы ВСУ заняты мирным трудом за какое-то вознаграждение с рефреном, что для них война уже закончилась, постараться довести до сведения действующих бойцов ВСУ. Это может стать одним из главных факторов завершения СВО. Зачем погибать? Перспектив у ВСУ никаких нет, весь их фронт держится на репрессиях, СБУ, заградительных отрядах. И этот фронт может обвалиться. Зеленский и его приспешники панически боятся такого исхода, что солдаты, загнанные на фронт, начнут сдаваться в плен, поэтому идут на любые зверства для запугивания. Только не надо сообщать, где, в каком пункте ВСУ сдаются в плен, Зеленский, СБУ тут же принимают меры и срывают этот хрупкий процесс. Надо больше делать в этом направлении и меньше болтать. Недавно разболтали, что ВСУ сдаются в плен в районе Авдеевки, и тут же всё прекратилось, может быть, Авдеевка была бы уже нашей. Всё это не слишком разумно, мне как-то сказал один парень из тех мест, "я вообще не понимаю, за что воюют хохлы, только жить мешают". Если на правобережье собрались в евросоюз, ну идите, заграница вам поможет, только эта помощь не безгранична, сдавайтесь в плен или уходите за Днепр, мы даль8ше не пойдём, и надо будет западную помощь делить на меньшее количество ртов. По возможности стоит организовать интернет, радио сигнал, листовки для ВСУ с предложением сдаться в плен и подтверждением того, что они будут эвакуированы из прифронтовой полосы. Незачем погибать, все будут нормально жить после этого конфликта.Если как-то освещать этот процесс, то Конашенков в начале месяца может заявить, что в предыдущем месяце сдалось в плен столько-то украинских военных без какой-либо конкретизации по участкам, чтобы никого не подставлять.
По поводу периодически появляющихся сообщений о возможности мирных переговоров между Украиной и Россией. Конечно все мы хотим мира, но это не синоним мирных переговоров. Дело в том, что на тех мирных переговорах, которые велись с Украиной едва ли не с первых дней военной операции мы уже потеряли очень много. Автор на этом канале и вне его категорически выступал против этих переговоров, чем вызвал резкое неудовольствие. а в чем я был неправ? Тормозились темпы военной операции, невозможно было оптимизировать военные действия, поскольку было непонятно, о чем договорятся. Если бы ставилась такая задача, то можно было быстро занять оборонительные позиции вдоль левого берега Днепра, взорвать все мосты через Днепр, перерубить все кабели связи, и ВСУ без подвоза боеприпасов долго не смогли бы продержаться не только в Мариуполе, но и на всем левобережье. И вся СВО могла завершиться ещё в 2022году при минимальных потерях. А так войска стояли там , сям, надеялись на переговоры, не пойми зачем был организован вояж нашей бронетанковой группы в Кировоградскую область, устрашали Зеленского, а он не особо впечатлился, и в итоге не сделали того, что можно было сделать сразу. Какие-то невероятные амбиции по управлению всей Украиной, сказано же в писании, смирите гордыню. Многих тогда охватил какой-то военный угар, незачем взрывать мосты и правильно, что захватили военный аэропорт Гастомель, мы будем дальше наступать на Запад. Кто это мы, и на какой Запад? В итоге Киевская власть сохранила логистику, управление левобережьем, максимально широкую мобилизационную базу, гонит на фронт призывников с восточных областей, которые совсем не жаждут туда идти, их приходится уничтожать и самим нести потери, и конфликт раскрутился уже просто до космических высот. Вы хотя бы отдалённо понимаете, что натворили, как можно проявлять такую безответственность? Если на каких-то границах стало опасно, пошли потери, то нужно занять новый стратегический рубеж надежной обороны, тем более, что в данном случае Украина поддержана всем Западом, но не претендовать на лишнее.
Сейчас, 29 мая 2023 года, после взятия Артёмовска встал вопрос о дальнейшем ходе СВО. С одной стороны это положительное событие, с другой есть накопленная усталость, необходимость избежать неоправданных потерь. Поэтому сейчас можно поставить только самые необходимые задачи и отбросить всё второстепенное. Среди самых актуальных задач можно выделить две - это освобождение Угледара и ликвидация Марьинско-Авдеевского плацдарма ВСУ. Важно понимать, что сейчас идёт завершение всего 2этапа СВО, который начался после частичной мобилизации осенью 2022года. То есть мы сейчас не ставим никаких новых задач, мы должны успешно завершить начатое. Возможность штурма Горловки, Крамоторска, Славянска должны быть сняты, выведены из актуальной повестки, можно лишь дойти до неких пригородов этих населённых пунктов. Дело в том, что выход на формальные границы Донецкой области ничего нам не даст , не поможет завершить это конфликт. Границы административных образований удобны чиновникам для управления, но военная операция действует по принципу стратегических рубежей. Ввергнуть город, его население в военный хаос легко, а вывести трудно. Но вот завешить освобождение Угледара и Марьинско-Авдеевского плацдарма всё же крайне необходимо. Киевская власть потому и держится с садистским упорством за Марьинско-Авдеевский плацдарм, что это позволяет прямой наводкой обстреливать Донецк, сеять смерть и разрушения. Теперь по конкретике, недавно была сделана попытка вклиниться между Марьинкой и Авдеевкой для их раздельного штурма, причем не слишком удачная, глубокого прорыва не получилось. Это ошибка, такие приказы отдавать нельзя, это не оправдано, так легко самим угодить под перекрестный огонь. Ведь Марьинка и Авдеевка представляют собой фактически единый оборонительный плацдарм, лобовых атак этого плацдарма уже было предпринято достаточно . к сожалению, в основном неудачных. Вот с точностью до наоборот, мы имеем значительное превосходство в бронетанковых группах, надо уйти в более глубокий обход с одной стороны от Артёмовска и с другой стороны от Угледара и начать атаку Марьинки и Авдеевки с тыла, вот тогда ВСУ на этом плацдарме действительно станет жарко.
Сейчас стоит подождать с отпусками и всё же завершить успешно 2этап СВО, это будет значимое действие, позволит отодвинуть линию фронта от столицы ДНР города Донецка, вывести город и его жителей из зоны прямой артиллерийской наводки. Вот эти моменты желательно довести до личного состава. Затем можно сделать перерыв в физических атакующих действиях, будет больше возможностей отдохнуть. По другим направлениям продолжаем как обычно наносить огневые воздействия, в общем и целом наши позиции улучшаются.