Найти тему
Рафаэль Салихов

Энергомонополия по-башкирски

Российский энергетический рынок по праву считается сильно монополизированным. Как так вышло? На это было несколько причин, поспособствовавших становлению энергетического рынка со слабой конкуренцией. Связано это, в первую очередь, с массовой приватизацией, прошедшей в 1990-х годах. Именно тогда были созданы крупные холдинги, которые позже поглотили мелкие компании. Поэтому мы сейчас имеем статистику, согласно которой в России, например, в нефтяной отрасли по последним данным действует всего около 285. Однако здесь сохраняется хотя бы видимая внутриотраслевая конкуренция с разными долями государственного участия в структуре акционерного капитала. Доля государственного участия нередко составляет более 50%, то есть имеет место быть контрольный пакет.

Энергетический сектор Башкирии не стал исключением. Тут также присутствует явление монополизма, которое представляет собой контроль определенных компаний над производством и распределением электроэнергии в регионе. Местная энергомонополия является единственным поставщиком электроэнергии на территории Башкирии, контролирующим более 50% только розничного рынка электроэнергии в регионе. Она контролирует все основные производственные мощности и инфраструктуру для производства, передачи и распределения электроэнергии в регионе. Кроме того, энергомонополия также занимается коммерческой деятельностью. Например, продажа щитов и установка счетчиков, что позволяет ей диктовать цены и условия поставки электроэнергии. Это означает, что потребители не имеют выбора поставщика. А это неизбежно приводит к возможным нарушениям прав потребителей и затрудняет развитие энергетического рынка в регионе.

Одним из главных недостатков монопольной позиции является отсутствие конкуренции, из чего следуют высокие цены на электроэнергию для потребителей. Это создает дополнительную нагрузку на бюджеты домохозяйств и местных предприятий, что отрицательно влияет на экономику региона.

Кроме того, монополизм может привести к недостаточной инвестиционной активности в отрасли, поскольку компания монополист не имеет конкуренции и может не стремиться к снижению затрат на производство и улучшению качества электроэнергии. В связи с этим местные жители начинают сталкиваться с перебоями в поставках электроэнергии и плохим качеством обслуживания. Для решения проблем монополизма в энергетическом секторе Башкирии можно было бы предложить несколько мероприятий. Одним из способов может быть разделение монопольной компании на несколько конкурирующих. Как правило, это приводит к более эффективному использованию ресурсов и снижению цен на электроэнергию (успешных случаев более чем достаточно). Кроме того, регуляторы могут ввести законы, которые обеспечат свободный доступ к сетям энергоснабжения для конкурирующих компаний. Только при таком раскладе вещей невозможно гарантировать установление конкурентного рынка. Это лишь несколько увеличивает шансы на появление экономических оппонентов. Задача нового Госсовета республики, который изберут в этом году обратить особое внимание на эту проблему. Наиболее экзотичным решением может стать увеличение доли использования возобновляемых источников энергии, что обязательно снизит зависимость от монополистических компаний и поспособствует развитию альтернативных источников энергии. А ведь Башкирия имеет огромный потенциал для развития солнечной и ветровой энергии. Но всему виной монопольное положение единой компании, не позволяющее этому процессу развиваться и масштабироваться. Проблема стоит только с опасениями конкуренции. 

Помимо всего прочего, в недавнем прошлом в Башкирии разразился громкий скандал: история про сращивание УФАС и Башэнергосбыта, что само по себе заслуживает отдельного внимания. Сращивание государственных структур с монополиями – это неизбежный и естественный процесс. Монополистическая среда благоволит тому, чтобы в отрасли зарождались практики прямой коррупции. Если кратко, то местное отделение антимонопольной службы приняло в суде сторону компании, хотя её виновность была практически доказана. Есть подозрения, что имеют место быть неформальные договоренности.  

Для решения проблемы монополии необходимо принять ряд мер. Прежде всего, необходимо создать условия для развития конкуренции в энергетическом секторе. Это может быть достигнуто путем привлечения новых игроков на рынок, предоставления льгот для альтернативных источников энергии и создания законодательных и инфраструктурных условий для развития конкуренции. Важно создавать условия для развития малого и среднего бизнеса в сфере энергетики. Это может быть достигнуто путем предоставления льгот и субсидий для малых и средних предприятий, занимающихся производством и установкой оборудования для альтернативных источников энергии, а также оказывающих услуги по его обслуживанию. 

Во-вторых, необходимо совершенствовать механизмы регулирования деятельности. Это может быть достигнуто путем создания независимой регулирующей организации, которая бы могла контролировать цены на электроэнергию и качество услуг. В-третьих, необходимо провести кампанию по информированию местных жителей о правах потребителей электроэнергии. Развитие позитивных тенденций повысит уровень осведомленности населения и улучшит качество обслуживания. Также необходимо развивать систему мониторинга и анализа деятельности энергетических гигантов через комитеты в законодательных органах власти.

В целом, решение проблемы монополии в энергетическом секторе Башкирии является важным шагом для повышения качества жизни местных жителей и развития экономики региона. Необходимо принимать меры, направленные на создание конкуренции и поддержку альтернативных источников энергии, а также улучшение механизмов регулирования деятельности монополистических предприятий.