Найти в Дзене
Герои Истории

Василий Сталин. Золотые соколы в Красном небе

На фотографии изображение обложки американского еженедельного журнала «Time» от 20 августа 1951 года с надписью «Сын Сталина. В Красном небе золотые соколы». Главным материалом этого номера была статья, посвященная Василию Сталину – сыну советского вождя И.В. Сталина, а также состоянию ВВС СССР. Статья, опубликованная в разделе «Мир», в рубрике «Россия» называлась «Маленький страж своего отца». Поводом для написания статьи стал грандиозный парад в День воздушного флота СССР 8 июля 1951 года в Москве на Тушинском аэродроме. 500 000 москвичей и гостей города стали зрителями масштабного авиационного парада, в котором участвовали сотни гражданских, военных и спортивных самолётов. Начало парада сопровождалось залпом из ста орудий. На трибуне в окружении членов Политбюро ЦК КПСС находился глава государства Иосиф Виссарионович Сталин. Руководил парадом по рации с командного пункта генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа. Особое внимание ав

Журнал «Time»  от 20 августа 1951 года.
Журнал «Time» от 20 августа 1951 года.

На фотографии изображение обложки американского еженедельного журнала «Time» от 20 августа 1951 года с надписью «Сын Сталина. В Красном небе золотые соколы». Главным материалом этого номера была статья, посвященная Василию Сталину – сыну советского вождя И.В. Сталина, а также состоянию ВВС СССР. Статья, опубликованная в разделе «Мир», в рубрике «Россия» называлась «Маленький страж своего отца».

Поводом для написания статьи стал грандиозный парад в День воздушного флота СССР 8 июля 1951 года в Москве на Тушинском аэродроме. 500 000 москвичей и гостей города стали зрителями масштабного авиационного парада, в котором участвовали сотни гражданских, военных и спортивных самолётов. Начало парада сопровождалось залпом из ста орудий. На трибуне в окружении членов Политбюро ЦК КПСС находился глава государства Иосиф Виссарионович Сталин. Руководил парадом по рации с командного пункта генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, командующий ВВС Московского военного округа.

Особое внимание автор статьи, пожелавший остаться безвестным, уделил описанию военной части парада: «Внезапно два серебристых истребителя МиГ-15 со стреловидным крылом промчались по полю прямо друг к другу, пронеслись мимо и разлетелись со скоростью, близкой к скорости звука. Мимо пронеслись пять новых типов реактивных истребителей со стреловидным крылом, опережая рев своих двигателей. Колонна за колонной МиГ-15 проносились над толпой, за ними следовали 100 четырехмоторных российских копий американских В-29, гидросамолеты, амфибии, новый реактивный двухдвигательный морской легкий бомбардировщик. Взвились девять вертолетов, с огромных транспортов спустились радуги парашютистов».

-2

На самом деле, парад в Тушино имел огромное значение: Советский Союз продемонстрировал свой новый козырь в военно-политическом противостоянии с Западом, в начавшейся в 1947 году Холодной войне. По состоянию на 1951 год на фоне войны в Корее и противостояния в Восточной Европе Холодная войны вполне могла перерасти в горячую. Новым козырем Советов стал реактивный истребитель МиГ-15

К 1951 году СССР также как и США располагал ядерным потенциалом, однако отставал от своего противника по количеству ядерных бомб и стратегических бомбардировщиков. При начале крупномасштабного конфликта ВВС США со своих баз в Европе, Южной Кореи и Японии могли атаковать советские силы в Восточной Европе и на Дальнем Востоке. СССР в ответ не мог угрожать стратегически важным городам и объектам на американской территории.

Появление массового реактивного истребителя МиГ-15 снижало эффективный потенциал американской бомбардировочной авиации. В 1950-1953 годах на счету «мигов» были далеко не единичные случаи поражения американских самолетов-нарушителей в небе Восточной Европы. Главное противостояние развернулось в небе Кореи, где появление МиГ-15 в конце 1950 года стало полной неожиданностью для, воевавшей под флагом ООН, американской коалиции.

Авиационный парад в Тушино показал, что реактивных истребителей в СССР много, и военное авиастроение в стране Советов активно развивается. «Той ночью в западных посольствах авиационные атташе набросали свои первые заметки о том, что они видели в тот короткий день, когда Советская Россия сняла перчатку со своего крылатого кулака. К прошлой неделе их отчеты были изучены и проанализированы каждым западным правительством... По крайней мере, 20 000 самолетов первой линии, около 50% из которых - реактивные истребители и легкие бомбардировщики, остальные модели со времен Второй мировой войны, управляемые винтами. По тщательным оценкам, российское производство составляет около 8500 новых самолетов каждый год, что почти вдвое превышает текущий показатель в США», - писалось в статье.

Василий Сталин со своим отцом И.В. Сталиным.
Василий Сталин со своим отцом И.В. Сталиным.
Гвардии полковник Василий Сталин.
Гвардии полковник Василий Сталин.

Далее в материале излагалась краткая биография Василия Сталина, с упором на факты элитарного положения «красного принца». Его боевые заслуги, награды и карьера в ВВС подавались исключительно как следствие родства с И.В. Сталиным. Основываясь на том, что сын вождя отличается пороками, и больше интересуется самолетами и спортом, чем политикой, журналист давал прогноз относительно будущего молодого Сталина: « Можно поспорить, что однажды он сможет стать главнокомандующим могучим воздушным флотом России».

Генерал-майор ВВС В.И. Сталин.
Генерал-майор ВВС В.И. Сталин.

Несомненно, западные аналитики были впечатлены и встревожены достижениями авиации страны Советов – «нацией, которая настроилась на пульсацию самолетного двигателя ещё до того, как узнала автомобиль». Далее автор статьи излагает историю советской боевой авиации, которая заявила о себе во всеуслышание впервые в период Гражданской войны в Испании. Упоминая таланты и заслуги советских конструкторов Микояна, Лавочкина и Яковлева во время Второй мировой войны, вместе с тем американский журналист приходит к выводу, что по американским и немецким стандартам самолеты советских КБ оставались «второсортными».

Успехи последних лет в создании новых моделей реактивных истребителей и бомбардировщиков автор статьи объяснял доставшимися Красной армии на территории Восточной Германии разработками гитлеровских конструкторов .

«Русские летчики летали как казаки. Им нравилось разбрасывать бутылки с водкой, мчаться по взлетно-посадочной полосе, взлетать, просто поднимая колеса», – писал автор. Колоритный стереотип о русских «диких казаках», унаследованный американцами от европейцев, известный в Старом свете со времен Семилетней войны.

МиГ-15 в полёте.
МиГ-15 в полёте.

Статья в журнале «Time», несмотря на складывающееся местами у читателя впечатление компетентного анализа, наполнена подобными клише, что выдаёт её явный пропагандистский характер. Характерный пример американской экспертной публицистики, с раздвоенностью в оценках и мнениях: признавая мощь и силу советских ВВС, указывать на отсталость и зависимость от западных технологий. Нельзя сомневаться в превосходстве всего западного, прежде всего американского, но и сбрасывать со счетов успехи «этих большевиков» тоже нельзя. Особенно, в вопросах касающихся передовых военных технологий. Типичный образец американской пропаганды из 1951 года, в которой, судя по публикуемой современными западными СМИ аналитики в отношении России, мало что изменилось за прошедшие 70 с лишним лет.

Рекомендую к прочтению:

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!

#авиацияссср #холодная война #сталин #василий сталин