Найти тему

ККТ.Проверки в 2023г.

Оглавление

Я до сих пор не могу понять, почему ФНС все еще лезет в проверки ККТ, если г-н Мишустин им это делать давно запретил:

ФНС РОССИИ и ККТ.
Бухгалтерия.333222.БухGaag27 июля 2022
  • коллеги, можете это прокомментировать👆?


материал из статьи журнала "УчетНалогиПраво" №13 4-10 апреля 2023

Станет больше поводов для внеплановой проверки

на вопросы редакции отвечает:
Алексей Батарин,
начальник организационно-методологического отдела управления оперативного контроля ФНС

В 2023 году инспекторы могут внепланово проверить ККТ только в особых случаях — по распоряжению руководителя ФНС и то при наличии согласия прокуратуры. И все же проверки не исключены, если «сработает» индикатор риска. Верно ли мы понимаем, что в список индикаторов добавят еще 23 случая, когда могут назначить ревизию?

Да, есть такие предпосылки.

Правительство продлило мораторий на проверки ККТ до конца 2023 года [постановление Правительства от 29.12.2022 № 2516]. Прийти с проверкой инспекторы могут внепланово — по решению руководителя ФНС или его зама, но с согласия прокуратуры [абз. 8 подп. «а» п. 3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336]. В основном это будет касаться тех, кто уже получал предостережение или штраф [письмо ФНС от 30.01.2023 № Д-5-20/7@]. Также инспекторы могут выйти с проверкой в рамках контроля исполнения ранее выданного предписания. С марта этого года их могут вновь выносить инспекции [постановление Правительства от 10.03.2023 № 372].

Поводом для внеплановой проверки могут стать также случаи, когда сработал индикатор риска. В настоящий момент инспекторы ориентируются на один индикатор риска — отсутствие фискальных данных в течение 60 календарных дней [приказ Минфина от 01.03.2022 № 27н]. Вскоре перечень индикаторов может пополниться. Но, невзирая на то, что на ФНС законодательно возлагаются полномочия по разработке индикаторов риска, утверждает их все-таки Минфин по согласованию с Минэкономразвития [ч. 9, 10 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ]. Вдобавок «сказать свое слово» может и Минюст при госрегистрации документа. Поэтому на стадии согласования документа список индикаторов риска сократится.

Предполагается, что в перечень индикаторов риска войдут различные аномалии в чеках. К примеру, если выявлена высокая доля фискальных документов с признаком «возврат прихода», «чек коррекции». В связи с чем планируют ввести такие индикаторы?

Вводят индикаторы, чтобы инспекторы имели возможность проверить подозрительные расчеты. Так, к примеру, если проводите наличные расчеты, в том числе с юрлицами, но в чеках отсутствует реквизит «ИНН покупателя», это может свидетельствовать о расчете с физлицом или о нарушении порядка применения ККТ с юрлицами. Чтобы это выяснить, истребуют документы, но это возможно только в рамках документарной проверки.

Документы истребуют также для проверки аномально высокой доли безналичных платежей, которая может говорить о последующем обналичивании выручки, равно как и аномально высокие показатели наличной выручки — ее дальнейший неучет. Высокая доля чеков с признаком «возврат прихода» может свидетельствовать о занижении выручки.

Рискуете попасть в перечень нарушителей ККТ

В связи с продлением моратория истекает срок давности по кассовым нарушениям 2022 года. Означает ли это, что организации могут избежать ответственности? Как в этом случае поступают инспекторы?

Могут внести в план контрольных мероприятий. Срок давности по кассовым нарушениям — один год [ч. 1 ст. 4.5 КоАП]. Безусловно, если ориентироваться на текущий момент, то за нарушения, допущенные в январе — марте 2022 года, инспекторы не вправе привлечь к ответственности. Но наличие такой информации станет поводом к тому, что налогоплательщика внесут в план контрольных мероприятий, которые могут провести даже в период моратория.

Есть ли статистические показатели: сколько нарушений выявлено в 2022 году, по каким составам и кого привлекли к ответственности?

В 2022 году на рынках, ярмарках и иных объектах торговли проведены контрольные мероприятия без взаимодействия с налогоплательщиками. Выездное обследование состоялось в отношении 32 490 организаций и 95 091 предпринимателя, среди них 868 случаев, когда инспекторы провели контрольную закупку [ч. 7 ст. 75 Закона № 248-ФЗ].

Всего в 2022 году по итогам контрольно-надзорных мероприятий составлено 760 протоколов об административных правонарушениях, из них:

  • 703 — за неприменение ККТ;
  • 56 — за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • 1 — за неотправку покупателю чека в электронной форме.

По результатам привлечено к ответственности 640 налогоплательщиков, из которых 342 выписано предупреждение, в 298 случаях выписан штраф.

В целях сбора и анализа данных в 2022 году инспекторы провели процедуру наблюдения — подконтрольными стали 2915 организаций и 32 463 бизнесмена.

Вы упомянули про выездное обследование. Какие полномочия у инспекторов в рамках данного контрольного мероприятия?

При выездном обследовании инспекторы проводят осмотр. Иначе говоря, они могут «пойти и посмотреть», что происходит по определенному адресу, где ведутся расчеты с покупателями. При этом идентифицировать самого налогоплательщика (продавца) перед началом обследования инспекторам не обязательно. Выездное обследование не запрещено мораторием, не требует согласования с центральным аппаратом ФНС, прокуратурой и даже нет необходимости в поручении инспекции.

Выездное обследование ограничено только общедоступностью мест посещения — рынки, зона для посетителей в магазинах, кафе и т. д. Но, несмотря на то что выездное обследование не несет прямых последствий для налогоплательщика в виде возбуждения административного дела, если инспекторы выявят факт нарушения кассовой дисциплины — могут провести контрольную закупку или инициировать документарную проверку.

Приведу пример. Если есть сведения о расчетах по ККТ, которая отсутствует по адресу проведения выездного обследования, то после протокола осмотра инспекторы принимают решение о документарной проверке. Конечно, пройдя этап согласования такого решения. А вот если инспекторы сразу выявили факт нарушения, к примеру неприменение ККТ при расчетах с покупателями, то незамедлительно проводят контрольную закупку без дополнительных решений и согласований.

Действительно ли, что инспекторы ведут спецперечень «недобросовестных налогоплательщиков»? Кого в него вносят и при каких условиях?

Ведут спецперечень в рамках проекта «рынки» [п. 4 письма от 18.01.2023 № Д-5-20/5]. В такой перечень включаются «недобросовестные налогоплательщики», которые после проведения профилактических мероприятий продолжают вести деятельность на рынке с нарушениями кассовой дисциплины и которые при этом:

  • не имеют зарегистрированной кассы или не применяют ее при расчетах с покупателями;
  • привлечены к ответственности в виде предупреждения или штрафа либо не исполнили предостережение о недопустимости нарушений;
  • по истечении срока, предоставленного для исправления допущенного нарушения и исполнения предостережений, не зарегистрировали и не начали применять ККТ.

В отношении таких лиц инспекторы проведут выездное обследование, и если при нем выявят нарушение, то проведут контрольную закупку.

Потребуется следить за четкостью изображений в чеках

Минфин планирует внести поправки в Закон № 54-ФЗ, в связи с которыми в чеках понадобится соблюдать требования к размеру шрифта и четкости изображения. Высота строчных букв должна быть не менее 2 мм, интервал между строками — не менее 0,5 мм, контрастность символов — не менее 40 процентов. Зачем вводят такие требования?

Чтобы создать единые правила печати фискальных документов.

В практике есть случаи, когда недобросовестные налогоплательщики пытаются найти лазейки или неточности, чтобы обойти требования законов. Подобное также встречается среди пользователей ККТ. Формально соблюдая требования к печати чеков, они стали наносить символы нечитаемым способом — мельчайшим размером без межстрочных интервалов или размытыми (непропечатанными) сведениями, в том числе QR-кода. Это в свою очередь не позволяет проверить валидность чека через серверы ФНС. В связи с этим предлагается урегулировать данный вопрос на законодательном уровне и создать единые правила печати фискальных документов [см. проект regulation.gov.ru/p/134976].

Ожидается, что вскоре передавать электронные чеки покупателям можно будет через информационный ресурс ФНС. Расскажите, как это будет работать.

Речь идет о мобильном приложении «Мои чеки онлайн», которое аккумулирует кассовые чеки покупателя. Суть этого механизма заключается в следующем: покупатель, указывая продавцу свой номер телефона или электронную почту (устно или путем демонстрации QR-кода, формируемого приложением), получает чек в своем мобильном приложении. Так же кассовый чек в приложении может отражаться при применении программ лояльности продавца, например, при предъявлении кассиру скидочной карты.

+

Предлагаемые изменения направлены как раз на оптимизацию работы пользователей ККТ, для которых получение покупателем чека в приложении «Мои чеки онлайн» не потребует дополнительной отправки фискального документа на номер телефона или адрес электронной почты либо печати чека на бумаге. Если, конечно, такого дополнения не потребует покупатель в установленных Законом № 54-ФЗ случаях.
.....
конец статьи.
...

Прошлогодняя инициатива Минфина: проверки ККТ по видеосвязи и блокировки интернет-магазинов -

МИНФИН инициирует. Новости про ККТ.
Бухгалтерия.333222.БухGaag20 июля 2022

дополнительные материалы по ККТ:

О ККТ