В наши дни помимо традиционных выставок изобразительного искусства широко практикуются мультимедийные. Это и так называемые "ожившие полотна", и "выставки-спектакли", с визуальными и аудио-эффектами. Одно из таких мероприятий проходит сейчас в пространстве ARTPLAY. Это выставка-спектакль «Я - Айвазовский» и «Фрида Кало», которые идут друг за другом по одному билету.
История Айвазовского подается в формате интервью, в котором великий художник-маринист отвечает на вопросы журналистки. В роли Айвазовского Сергей Гармаш.
Вопросы, в основном, касаются знакомств Айвазовского с другими великими современниками - Пушкиным, Гоголем, императором, османским султаном, художником-маринистом Тернером. Немного о детстве, о первой любви, о первом браке и разводе, о второй избраннице гения. Беседа перемежается видеоколлажами некоторых полотен Айвазовского под красивую музыку.
История Фриды подается нежным женским закадровым голосом от первого лица, это своего рода дневник, практически целиком сосредоточенный на ее мучениях со здоровьем и неверным супругом Диего Риверой. Ни слова о Троцком, о том, что вопреки ее физическому состоянию ей удалось стать знаменитостью при жизни и превзойти былую популярность мужа, практически ничего о ее громких романах. Акцент сделан на тяжелой, действительно очень тяжелой женской судьбе.
Что мне понравилось: аудиовизуальное сочетание, "эффект присутствия", картины, взаимно проникающие друг в друга, выходящие друг из друга, разрывающие/разрезающие друг друга. Когда это морские пейзажи Айвазовского, есть полное ощущение, что ты сам на корабле, и его покачивает на волнах (и зрителя вместе с ним). Когда это Фрида, есть чувство погружения в нее, в ее жизнь, в ее суть, в ее боль, в ее бунт и протест.
Что не понравилось: обе выставки не сосредоточены ни на биографии, ни на самом творчестве, и потому толком не дают никакого внятного представления ни о том, ни о другом.
Поясню на примере. Формат "ожившие полотна" полностью сосредоточен на творчестве, представляет разные периоды художника, рассказывает, в какие годы, под каким влиянием он что творил и почему именно так. Исчерпывающе, наглядно, легко и удобоваримо. Для тех, кто вообще не знаком с темой, очень хорошо и познавательно (а для тех, кто знаком - приятно). Здесь же картин мало, нет особенной привязки к годам, не говорится, сколько картин создали художники, нет анализа стилистики, нет разбора (уникальность, перевернул(а) жанр, последователи такие-то и проч.). То есть акцент точно не на самих полотнах.
Но и не на личности. Фрида показана в строго определенном ключе, осталась за кадром ее жизнелюбивость, ее чувство юмора, энергия, харизма и обаяние, нет акцента на том, что эта женщина не только превозмогала страдания и выписывала их в картинах, но и жила - полной грудью, отчаянно хватаясь за любую возможность, которую дает ей тело. Диего Ривера вторично женился на ней и остался до конца вовсе не из жалости - Фрида была особенной. Фрида была веселой, непотопляемой, страстной, темпераментной, жгучей, яростной, сокрушительной и... всегда над ним иронизировала. Фрида-бунтарка. Фрида-страстотерпец. Фрида-революционер (в жанре и по жизни). Фрида - стихия. В общем, о личности Фриды из одноименного фильма с Сальмой Хайек можно узнать гораздо больше (при всех его художественных допущениях).
Та же история и с Айвазовским. Его личность из выставки-спектакля считывается лишь в том ключе, что он великий художник, которого уважали, обожали и боготворили все (кроме петербургских дворников), и у которого всегда все было хорошо на протяжении всей творческой жизни. Благополучный человек, который иронизирует - по-доброму, обаятельно, тепло - о том-сем с позиции своего величия и лучей славы. Не более.
И картин его мало. Очень. Айвазовский написал огромное количество полотен, в том числе - и нетипичных для себя, "штучных". Взяли самые известные. Что еще отметила: в "интервью" много говорят о Пушкине, Гармаш-Айвазовский говорит, что портреты не пишет, но Пушкина написал 8 раз... и при этом ни один портрет Пушкина в выставке-спектакле не показывается. Почему? Вопрос без ответа...
Подведу итоги. Поклоннику творчества Фриды и/или Айвазовского будет мало и поверхностно. Желающему составить впечатление о творчестве "с нуля" и получить ликбез именно с художественной точки зрения будет практически нечего взять. Но! Эти выставки направлены не на поклонников и не на тех, кто хочет глубже погрузиться в искусство. Цель этих выставок - создать ощущение и побудить заинтересоваться художниками и их работами самостоятельно. И вот эта цель, как мне кажется, достигается отлично. Потому что ощущение есть, эмоции от аудиовизуального сочетания картин, вплывающих тебе прямо в душу, есть. Видела среди присутствующих много молодежи, которые тут же начинают гуглить и узнавать больше. Это хорошо. А значит, такие мероприятия нужны и важны.
Лично у меня от них ощущение не объемной "движущейся" выставки (как от тех же "оживших полотен"), а, скорее, как от просмотра фильма/сюжета для ТВ передачи - умеренно документальной, больше авторской. То есть было чувство, что мы посмотрели два часовых фильма с сюжетом (и по возвращении домой уже ничего смотреть не хотелось). Не думаю, что в обозримой перспективе захочется пойти на аналогичное мультимедийное событие снова, но как разнообразие досуга - интересно.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал! 😊