Восьмая симфония БРУКНЕРА это ПРОСОВЕТСКОЕ произведение западной классической музыки. Все в ней адекватно СССР: душевная
,духовная, социально активная; громадные параметры; богатство разнопланового содержания. Главное -- это СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ДУХ
симфонии. В симфонии множество преднамеренных остановок мелодий, маленьких и больших пауз. Это делается для того, чтобы
не зацикливаясь на развитии каждой из них дать широкую панораму событий и настроений, чтобы не обострять музыкальную
ситуацию до врждебности. БРУКНЕР принципиально избегает конфликтологичности. Но современники назвали ее Трагической.
Это такая ерунда, что аж неудобно. В симфонии немало очень сильных импульсов, но это накопленная материальная и
энергетическая мощь природы прирученной человеком.Музыкальные критики, знатоки с первых нот симфонии стали называть
абзацы из всяких знаменитых произведений, которые якобы использованы автором,вспомнили Мефистофеля, Фауста, космос,
вселенную и прочее -- лучше бы они этого не знали.Нельзя новую музыку полноценно оценить по старым критериям.
На самом деле этой музыке побоку на кого или что она похожа, поскольку разворачивается согласно своей внутренней и
внешней логике. Сейчас Восьмую симфонию назвали Апокалипсисом не уточнив с каким знаком: плюс или минус. Апокалипсис
это предсказание Итога, однако в симфонии нет ничего такого, а только дорожная карта перипетий Становления Новой
Цивилизации с промежуточными итогами, один из которых в финале.Так и назову симфонию -- СТАНОВЛЕНИЕ. Брукнер вовсе не
собирался становиться пророком, тем более другой страны. Стать пророком его вынудили три обстоятельства: личный
подход к выбору материала и способу его обработки;слабая или неадекватная восприимчивость социума к его музыке;
собственная логика развития музыки. Эта Логика имеет принципиальное мировоззренческое значение и никому полноценно не
понятна, поэтому остановлюсь на ней подробнее.Простой пример. Когда решаем алгебраическую задачу, мы не знаем каков будет
ответ.Когда одаренный математик впервые в мире составляет систему уравнений и решает ее, он не знает что преподнесет
результат -- он может быть неожиданным или вовсе парадоксальным, т.е. противоречащим общепринятым представлениям.Автор
может струсить и отбросить всю затею. Или проявить научный характер и поискать в объективной реальности подтверждение
теоретическому выводу.В этой деятельности инициатива вначале принадлежит автору уравнений,но потом он становится чисто
источником энергии типа электронного импульса движущегося по сложнейшей микросхеме не им составленной.Человек здесь
ничем не отличается от раба, хотя энергию он дает сложнейшего типа.Надо признать, что в Деятельности вклад человека в
производственный процесс редко бывает основным.Но то же самое происходит и в Музыке. Как бы ни изощрялся автор в
проявлении инициативы, лидирующей,ведущей является музыка, в конечном счете ПРИРОДА.Создав нас природа использует людей
для своего дальнейшего развития. Не надо абсолютизировать эту детерминацию.Есть тип активности, в катором безусловно
главенствует человек -- это Удовлетворение множества его Потребностей.Брукнера увлекла музыка Восьмой симфонии открывая
все новые захватывающие перспективы и он никак не мог остановиться и содержание стало таким огромным,что пришлось
пожалеть публику и представитьей сокращенный вариант. И Чайковский жаловался,что для цельности симфонии ему пришлось
сократить самые дорогие сердцу места.А вот, что написал Окуджава: Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...
ТАК ПРИРОДА ЗАХОТЕЛА.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.
БОРИС ИВАНОВ.