Найти тему
Просто мысли в слух

КАПРИЗ, ПРОСЬБА, ТРЕБОВАНИЯ И УЛЬТИМАТУМ. КАК ОТЛИЧИТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ!?

Бородатая шутка из интернета
Бородатая шутка из интернета

Ранее я писал обширную статью о природе границ и конфликтов.
https://m.dzen.ru/media/id/5e4b62ea718cf95620ff1094/granicy-i-konflikty-v-otnosheniiah-i-voobsce-6400b9972870e15cf258898c
Суть ее сводилась к тому, что любой конфликт, это запрос на внутренние изменения участника конфликта, оценивающего происходящее как конфликт, независимо от того, кто его начал и зачем. Не имеет смысла искать решения на стороне оппонента за его счет, так как сам факт вступления в конфликт указывает на уязвимость. Однако жизнь штука сложная и мы не всегда способны обеспечить собственную автономию и неуязвимость перед лицом вызовов этого мира.

Когда внутренние разрешение конфликта невозможно мы обращаемся к социуму и людям с запросом, на то, чтоб они помогли нам или подстроились под нас в ожидании того, что им не все равно и из любви к нам, они пойдут на встречу. В целом сама суть и природа социальных отношений подразумевает взаимную поддержку своих членов, и мы иногда настолько к этому привыкаем, что начинаем забывать, что этот социум, тоже живет своей жизнью и подчинен своим законам, а другие люди, имеют право быть другими и независимы от нашего желания, а социум в целом равнодушен лично к нам как индивидуумам, так как руководствуется лишь принципами благотворного всеобщего взаимодействия общаясь с нами, на совершенно ином языке.

Природа социума подразумевает наличие социальной иерархии и социальных принципов (законов морали и этики). В чем-то они общие для всех членов социума (Например, 7 заповедей) и в то же время в чем-то специфичны для каждой культуры, эпохи нации или социального круга.
Т.е. другими словами, социум строится на принципах общественного договора и иерархии отношений, определяющих, кто эти законы устанавливает, контролирует и наказывает за их неисполнение. Общей целью существования социума является эффективное выживание группы и справедливое распределение материальных благ соразмерно социальной роли, которые обеспечивается за счет высокой продуктивности труда, достигающейся за счет его разделения, что определило социальные психотипы, заточенные под различные условия среды и задачи, которые стоят перед группой.

С точки зрения социальной иерархии любое обращение к другим людям, будь то друзья, коллеги, родственники, дети или вообще не знакомые люди, можно свести к некоторым формам подачи сообщения. Форма подачи определяет место в иерархии и тип коммуникации, а форма ответной реакции закрепляет или оспаривает присвоенный сообщению статус, что приводи либо к решению вопроса, либо конфликту. Косвенно данное явление проявляется в создании людьми обрядов и церемоний в наделенных властью социальных институтах и в конфликтах нарушения социальных ролей и иерархий, как межличностного, так и международного уровня.

С точки зрения социального взаимодействия есть несколько моделей, общих для всех социальных структур.
Родитель-ребенок
Равный-Равный
Партнер-Партнер
Наставник-Ученик

Разделение не подразумевает возраста и в разных областях человек может быть на разных уровнях развития своей личности, занимая разные положения в иерархии в работе, отношениях и хобби. Для каждой модели подразумевается своя форма коммуникаций, отражающих иерархию отношений и принципы взаимодействия.

Капризы (Родитель-ребенок)
Изъявления желаний, не имеющих или не требующих аргументации.

Просьбы (Равный-Равный)
Изъявление желаний, подразумевающих право отказа.

Требования (Партнер-Партнер)
Призыв к исполнению или изменению обязанностей по договору, подразумевающих возможность договариваться об его условиях.

Ультиматумы (Наставник-Ученик)
Приказ отказ от которого не принимается без неотвратимых последствий.
______________________

РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК
- Родитель удовлетворяет потребности ребенка, которые он не может удовлетворить сам.
- Ребенок уважает родителя и слушается его как центральную фигуру.
- Родитель защищает, опекает ребенка.
- Ребенок помогает родителям.
Отношения родитель ребенок заканчиваются, когда ребенок всему научился и теперь способен принимать решения, защищаться и брать ответственность за себя сам. С этого момента остальные члены социума становятся для него равные.

КАПРИЗЫ
На этом этапе коммуникация идет на уровне Капризов. Ребенок изъявляет желания и ожидает от родителя их исполнения, просто потому что так должно быть и сам он еще беспомощен. Родитель исполняет желания ребенка, которые он не способен исполнить сам и обучает самостоятельности, там, где ребёнок уже способен решить проблему самостоятельно, сужая область возможных капризов. Конфликты на данном этапе не возможны, так как ребенок по определению невинен и безобиден, если ребенок целенаправленно и осознано способен нанести ущерб в какой-то области - он уже в ней не ребенок!
______________________
РАВНЫЙ-РАВНЫЙ
В отношениях равных все имеют одинаковые права и обязанности по отношению друк к другу. В психологии данный этап называют этапом социализации. Здесь человек учится взаимодействовать с социумом и другими людьми, понимать его законы и особенности разных типов людей в разных ситуациях.

На этом этапе человек должен:
- Найти компромисс индивидуальных особенностей и требований к нему социума.
- Научится понимать и принимать других членов социума как есть с их индивидуальными особенностями.
- Определить свой род деятельности, направленный на социальную пользу.
- Найти единомышленников.

Отказ от выполнения этих требований, делает человека социально не адаптивным, что мешает построению карьеры, отношений или постоянного круга общения. Социум уже не обязан защищать каждого свое взрослого члена, он защищает свои законы и принципы и, если кто-то их нарушает, он может быть исключен из социума или наказан. Человек без единомышленников не получит защиты социума, так как социум защищает принципы, а не каждого в частности, а семейные отношения обеспечивают защиту только в рамках очевидных прогнозируемых угроз взаимно понятных угроз.

На этапе равенства человек учится полагаться на себя самого и просить о помощи других, когда собственных сил ему не хватает спокойно принимая отказ и относясь с благодарностью к отклику на просьбы. Когда данные этапы пройдены и осознаны, человек способен безопасно вступить в стадию партнерства где он может безопасно проявлять свою силу и компенсировать слабости за счет партнера, не возлагая на него роль опекуна.

ПРОСЬБЫ
Коммуникации на этапе равенства подразумевают равенство ценности опыта, мотивации, обязанностей и возможностей каждого, что дает право принятия и отказа в просьбах, без негативных последствий. Нарушение данного принципа нарушает принцип равенства и переводит отношения в область конфликта разной спени тяжести.

Если человек капризничает он занимает роль ребенка и просит родителя прояснить для него правила поведения или ожидает опеки, на что другой человек воспринимая его иначе, может быть не готов, а он сам инициатор не согласен, к тому, что вместо ожидаемой опеки, ему диктуют правила поведения и призывают к самостоятельности.

Если человек требует - он обнажает расхождение интересов и делает запрос на изменение или соблюдение заранее оговоренных условий и должен быть готов вступить в стадию переговоров, для чего нужны аргументы, понимание мотивов и конструктивные предложения. Без соблюдения условий коммуникаций на основе предмета договора, требования переходят в капризы и ультиматумы, нарушая конструктивную составляющую коммуникации.

Если человек прибегает к ультиматумам - он должен отдавать себе отчет, в том, что он вступает в борьбу за власть, занимая либо роль учителя, либо диктатора, что накладывает на него обязанности свойственные данным ролевым моделям и последствия, которые неизбежно следуют из неисполнения или слепого следования поставленным ультиматумам.

Люди склонны манипулировать в отношениях и политике, выдавая капризы, требования и ультиматумы за простые безопасные просьбы, либо в силу непонимания законов социальной коммуникации, либо в силу умысла с целью скрытия реального положения дел и места в иерархии от себя или других. Однако законы эти универсальны, и скрытая подача, не отменяет истинного характера коммуникаций и их последствий для сторон, усугубляя и без того сложные вопросы недопониманием.
______________________
ПАРТНЕР-ПАРТНЕР

Партнёрские отношения - ЭТО НЕ ОТНОШЕНИЯХ РАВНЫХ! Это отношения, построенные на взаимовыгодном разделении обязанностей для достижения общей цели. Большинство семейных, государственных и бизнес партнерств рушится именно от непонимания данного принципа. Каждый пытается применить к партнерским отношениям - отношениях равенства прав и обязанностей или взять на себя роль наставника, игнорируя саму цель партнерства, как бы воспринимая ее наличие "по умолчанию" как взаимное удовлетворение личных потребностей. Такой подход лишает партнерство смысла и объективно достижимых целей, так как равенство прав и обязанностей подразумевает равенство ценности опыта, мотивов и возможностей, каждого.

Уравнивание прав, обязанностей, способов, взглядов и мотиваций, сводит смысл партнёрства к достижению одинаковости и как следствие к игре с нулевой суммой и невозможности соответствия ожиданиям в силу разности людей по своей природе. Нулевая сумма — это когда силы складываются, но результат в лучшем случае удваивается и при делении результатов труда, каждый получает столько же, сколько получил бы делай он тоже самое один, однако, как правило в реальном мире при игре с нулевой суммой выигрыш двоих выходит еще и меньше, чем выигрыш каждого по отдельности, так как помимо обычной деятельности добавляются еще и неизбежные сложности взаимной коммуникаций.

Партнерство выгодно только тогда - когда права, обязанности, опыт, мотивация и возможности людей - РАЗНЫЕ, каждые имеет свои сильные стороны и умеет признать и компенсировать слабые! Попытка подстроить партнера под себя - это неизбежный переход в борьбу за власть или отношения ребенка и родителя требующего опеки и установки каких-то правил по отношению к другому – из позиции родителя к ребенку и обратно.

Если этап социализации не закрыт - партнерство обречено на сложности коммуникации.
На этапе партнёрства человек учится:
- Находить компромиссы при разном видении пути достижения цели.
- Использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые.
- Придерживаться договоренностей.
- Аргументировать, внушать и мотивировать.

Научившись всему этому человек может безопасно перейти с уровня партнерских отношений, на уровень наставничества.

ТРЕБОВАНИЯ
Если внимательно приглядеться, все политические требования подразумевает отсылку на права и обязанности, даже если они абсурдны или ведут в какие-то старые фолианты, написанные уже давно мертвыми людьми. Обусловлено это, тем, что по своей сути Требование - это призыв к исполнению заранее оговоренных обязанностей или на изменение их условий. Если никакого договора нет, никакие требования выставляться не могут, так как нет предмета обсуждения и тогда политикам приходится их придумывать задним числом.

Требование без наличия договора и пространства переговоров подразумевающего набор взаимовыгодных решений является, либо капризом, либо ультиматумом со всеми вытекающими последствиями. Попытки сделать правила одинаковыми для всех при разных правах, обязанностях, опыте и мотивации, как описано уже ранее - лишают партнерства смысла. В конфликтных ситуациях партнерства компромисс ищется в области способов достижения цели и разделения обязанностей на основе общих правил, принципов и ценностей, с безусловным принятием особенностей каждого не противоречащих общим целям, ради которых построено это партнерство. Каждый добровольно принимает сильные и слабые стороны партнера ради достижения цели, что делает людей единомышленниками, а не врагами внутри замкнутого пространства отношений и игрой с нулевой суммой.

Попытки включить в договор личные правила, капризы и ультиматумы не имеющие отношения к цели договора, так же переводят партнерство в другие формы взаимодействия, что может привести к конфликтам интересов и потере партнерских отношений.
_______________________
Наставник-Ученик
Традиционно отношения Наставник-Ученик, подразумевают, что Наставник знает, что, как и зачем, в области своих компетенций и доносит эту информацию до ученика, а ученик беспрекословно подчиняется, пока не превзойдет наставника и сам не станет наставником для других. Когда ученик нарушает наставления - к нему применяются различные формы мотивации, подбираемые Наставником под цели.

Если Наставник не прошел предыдущие этапы, не способен аргументировать, внушать, приводить весомые доводы и мотивировать ученика к исполнению наставлений - он превращается из наставника в диктатора. Функция диктатора - это функция военачальника обладающего абсолютной властью в период войны, когда кандидатов в Наставники по каким-то причинам нет (Это исконное происхождение этого слова). Диктатор назначается социумом перед лицом внешней угрозы, когда любое решение, даже неправильное, лучше, чем терпение или промедление, а самым сильным в силу своей универсальности мотиватором беспрекословного исполнения является неминуемость наказания за неподчинение, что определяет характер отношений.

На данном этапе человек учится:
- В совершенстве владеть собою и оказывать таким образом сильное воздействие на окружающих.
- Отказываться от своих личных желаний и потребностей ради достижения поставленной цели.
- Принимать на себя чужие, не свойственные его натуре ролевые функции.
- Нести внутреннюю ответственность за все, что происходит в поле возможностей.

УЛЬТИМАТУМЫ
Итак, ультиматум - это самое мощное орудие изменений, однако оно же является орудием последнего шанса и сродни искусству в котором нет правил, лишь общие принципы. Ключевая особенность ультиматумов - они не могут происходить без последствий, поэтому прилегание к ним - это всегда борьба, потери и дискомфорт для одной или обеих сторон!

Использование ультиматумов без весомой на то необходимости и всесторонней подготовки - это неминуемое начало борьбы за власть. Прежде чем выставлять ультиматум человек точно должен знать цель, выбрать средства, определить мотивы, подготовится к неминуемому конфликту и подобрать правильные слова. Без этого ультиматум, может уничтожить все, ради чего бы выставлен. Человек по природе склонен подчиняться диктаторам в период кризисов и неопределенностей, однако такая форма социального договора существует лишь пока существует внешняя угроза, перед лицом которой человек способен к беспрекословному подчинению. Как только она исчезает, диктатор социуму не нужен и по условия социального договора должен оставить свой пост.

Склонность к диктаторству в условиях мира и уж тем более в семейных и деловых отношениях, НЕИЗБЕЖНО превращает мирное существование в борьбу, так как без Навыков наставника передача любого опыта превращается в насильственное принуждение к исполнению ультиматумов.
_______________________
ЭТО ДРУГОЕ

В природе существуют антисоциальные отношения типа Рабства, паразитизма или Содержательства и над социальные производственные надстройки типа начальник-подчиненный, чиновник и исполнители, заказчики и подрядчики и.т.п. Однако статья не о них и внутри этих отношений все равно присутствуют те или иные модели коммуникации имеющие фундаментальную основу.