Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 123М Торпедный Катер «Комсомолец». СССР, с 1939 г., по 60-е годы.

Некоторые антисоветчики, имеют наглость утверждать, что талантливейший авиаконструктор А. Н. Туполев создал катер "неправильный", по форме "поплавка от гидросамолёта"! Это конечно детские глупости - Туполев создавал катер согласно флотского ТЗ на примере трофейного английского торпедного катера и все претензии могут быть предъявлены только к разработчикам этого ТЗ... Не смотря на кучу недостатков глиссирующих катеров в отличие от килеватых - военные не только не думали от них отказываться, но и закупали в огромных количествах - конструкторы продолжили улучшать туполевский глиссирующий катер Г-5, что и привело к появлению нового глиссирующего катера под названием М-123 «Комсомолец». Головной катер был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода №194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16.05.1940, вступил в строй 25.10.1940, 12.03.1941 был зачислен в состав Черноморского флота. Проект 123М «Комсомолец» - Реданный катер с дюралюминиевым корпусом, разделенным водонепроницаемы
Оглавление
Некоторые антисоветчики, имеют наглость утверждать, что талантливейший авиаконструктор А. Н. Туполев создал катер "неправильный", по форме "поплавка от гидросамолёта"!

Это конечно детские глупости - Туполев создавал катер согласно флотского ТЗ на примере трофейного английского торпедного катера и все претензии могут быть предъявлены только к разработчикам этого ТЗ...

Не смотря на кучу недостатков глиссирующих катеров в отличие от килеватых - военные не только не думали от них отказываться, но и закупали в огромных количествах - конструкторы продолжили улучшать туполевский глиссирующий катер Г-5, что и привело к появлению нового глиссирующего катера под названием М-123 «Комсомолец».

Торпедный катер "Комсомолец" 123-бис.
Торпедный катер "Комсомолец" 123-бис.

Головной катер был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода №194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16.05.1940, вступил в строй 25.10.1940, 12.03.1941 был зачислен в состав Черноморского флота.

Проект 123М «Комсомолец» - Реданный катер с дюралюминиевым корпусом, разделенным водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20-25 см).
По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля.
Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.
Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим с уступом, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10 м.

Данные проекта 123М «Комсомольца» 1939 г.:

  • водоизмещение полное 17,2 тонны;
  • размеры 18 х 3,4 х 1,2 метров;
  • V-образные "глиссерные" моторы Микулина ГАМ-34Ф, 2 х 1000 л.с.;
  • скорость 52 узла;
  • дальность 345 миль на скорости 17 узлов;
  • экипаж 6 человек.
  • Вооружение:

- 2х533-мм бугельных ТА,

- 1х12,7-мм пулемет ДШК,

- 4 - глубинные бомбы М-1.

Торпедные катера проекта 123Б (бис) — это улучшенный вариант, 1942 года, когда проект значительно улучшила группа Ф. Л. Ливенцева в ЦКБ-32, за счёт усиления зенитного вооружения - вместо одного пулемета ДШК, их поставили четыре - в двух спаренных установках.

До конца Второй мировой войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошёл 31 катер проекта 123Б, все они оснащались более мощными американскими 1200-сильными V-образными авиационными моторами Packard 4M-2500, поставлявшимися по ленд-лизу.
Торпедные катера, послевоенной модернизации проекта 123К
Торпедные катера, послевоенной модернизации проекта 123К

Торпедные катера проекта 123К — это улучшенный вариант, разработанный группой В. М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году.

Он отличался от предыдущей версии тем, что:
- управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, а броневую защиту рубки убрали.
- дымаппаратуру заменили дымовыми шашками МДШ,
Кроме этого на катера установили две РЛС:
- госопознавания «Факел»
- обнаружения целей «Зарница» за счет снятия пулеметной установки на ходовом мостике.

В послевоенное время проект катеров типа «Комсомолец» ещё 2 раза подвергался доработке, и в 1946—1953 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода № 831 сошло ещё 205 торпедных катеров «Комсомолец»:

  • проекта 123Б - 50 шт.;
  • проекта 123К - 155 шт.;

с советскими дизелями М-50 Яковлева, завода № 800 Минтрансмаша.

ОТ АВТОРА

На этом проекте, серийное строительство малых торпедных катеров для действий в районе своих баз и у своего побережья в СССР завершилось - в связи с выходом советского ВМФ в Океан - и продолжилось только строительство «больших» катеров (БТКА), способных действовать на дальней морских рубежах.

Статьи по теме:

Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 18.02.2023 г.
последняя дата изменения 09.04.2023 г.