Иногда после просмотра или прочтения какого-либо материала, мне кажется, что я его понимаю. Потом, могу в какой-то степени вспомнить основную идею, но если кто-нибудь попросит меня объяснить тему в деталях - я бы не нашел подходящих слов. Это происходит, когда заканчиваю книгу, аналитический новостной сюжет, фильм, подкаст, статью и т.д. Я убеждаю себя в том, что еще до того, как прочитал, досмотрел или дослушал - я уже примерно знаю о чем это всё. Правда же в том, что это не так. Я просто чувствовал, что я знаю это, без реального понимания. Я обманывал себя, думая, что уже с этим разобрался.
Выделяют несколько причин, которые могут привести к ошибочному чувству уверенности в своем знании:
Во-первых, наличие информации перед глазами не означает, что человек ее уже понимает. Например, прочтение книги не гарантирует, что человек понимает все ее содержание (именно поэтому можно и нужно глубокие книги перечитывать по несколько раз, открывая для себя новые идеи и смыслы).
Во-вторых, когда человек видит или слышит, как кто-то приходит к какому-то умозаключению, это не означает, что он сам может объяснить аргументы этого умозаключения.
В-третьих, поиск информации в интернете может создать иллюзию, что эта информация уже находится в голове человека. Но на самом деле, чтобы понимать и использовать эту информацию, нужно провести анализ и уделить ей достаточное внимание.
И, наконец, тратить много времени и сил на изучение материала не означает, что человек действительно его понимает.
Этой нашей особенностью активно пользуются множество медиа-источников, существующих только для того, чтобы предоставлять людям точки зрения на различные темы, почти всегда без полного объяснения сути проблемы. Такой подход позволяет зрителям и слушателям легко принимать мнение других, не задумываясь о сути вопроса и не принимая собственного решения. Однако, принимая чужое мнение за своё - означает быть рабом чужой воли. Любой человек имеет право на свою точку зрения, но, если мы хотим действительно понимать предмет обсуждения, необходим усиленный труд.
Надо всегда помнить, что избежать иллюзии понимания, можно только более глубоко анализируя и разбирая информацию, которую вы изучаете, задавать себе вопросы и проводить критический анализ. Есть фундаментальная разница между тем, когда человек чувствует себя осведомленным и тем, когда человек настоящим образом понимает предмет обсуждения. Я признаю, что иногда чувствую себя уверенным в своих знаниях, но под давлением других мнений от авторитетных для меня источников могу изменить свою точку зрения, только потому что не понимаю тему в полном объеме.
В целом, чтобы запоминать информацию и улучшать свою память, важно понимать, как работает наш мозг. Краткосрочная память используется для обработки текущей информации, в то время как долгосрочная память используется для хранения информации на более длительный период времени. Чтобы перенести информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную, необходимо закреплять ее в памяти путем повторения или ассоциации с уже имеющимися знаниями. Кроме того, организация информации в схемы или концепции может помочь улучшить запоминание и понимание информации. Важно также не перегружать свою рабочую память и давать ей время для обработки информации.
Избыток информации и выполнение нескольких задач одновременно могут существенно влиять на нашу способность к запоминанию и пониманию. Наш мозг имеет ограниченные ресурсы, и когда мы перегружаем его большим объемом информации или множеством задач, мы становимся менее эффективными в обработке этой информации и сохранении ее в долгосрочной памяти. Одним из способов борьбы с этой проблемой может быть улучшение нашей способности к концентрации и фокусировке. Это может включать в себя такие привычки, как отключение уведомлений на телефоне или компьютере, установление конкретных временных рамок для выполнения задач и избегание переключения между ними, а также регулярные перерывы для отдыха и восстановления энергии мозга. Хотя это может быть трудно сделать, но необходимо уменьшить зависимость от дофамина, которая вызвана прокруткой страниц в социальных сетях и других приложениях (это отдельная тема).
Кроме того, важно осознавать, что не вся информация имеет одинаковую ценность, и умение выбирать и оценивать наиболее полезную информацию может помочь нам избежать избыточной нагрузки на нашу рабочую память. Также может быть полезно использовать методы организации информации, такие как заметки и списки задач, чтобы уменьшить объем информации, который мы пытаемся запомнить и хранить в своей памяти.
Наконец, помните, что наша способность к запоминанию и пониманию является чем-то, что мы можем улучшать и развивать с помощью тренировки и практики. Регулярное чтение, изучение новых тем и упражнения для мозга могут помочь нам улучшить нашу память и умение обрабатывать информацию.
Существует несколько эффективных способов улучшить удержание информации в памяти:
Выберите тему, которую хотите изучить. Объясните так, как будто вы преподаете ее кому-то, кто не имеет предварительных знаний по теме.
После прочтения или просмотра материала сделайте перерыв и постарайтесь вспомнить любую информацию из того, что вы только что узнали. Хотя может быть заманчиво перейти к следующей главе или теме, но всего несколько секунд, на вспоминание того, что вы только что узнали, может улучшить ваше понимание материала и помочь вам запомнить его в долгосрочной перспективе.
Всякий раз, когда вы застреваете, возвращайтесь и просматривайте материал заново, пока не сможете объяснить его.
Постарайтесь упростить информацию, избавившись от технических терминов и сложного языка. Используйте аналогии, чтобы объяснить сложные идеи более понятным способом, тем самым облегчая восприятие информации.
Включив эти методы в свои привычки в учебе и саморазвитии, вы сможете значительно улучшить сохранение информации в памяти и сделать обучение более эффективным.
Интервальное повторение — это один из наиболее действенных методов для укрепления и улучшения удержания информации в долговременной памяти. Исследования показывают, что кратковременное повторение информации через определенные интервалы времени (например, через день, через три дня, через неделю и т.д.) может усилить связи между нейронами и улучшить запоминание. Кроме того, повторение информации с помощью разных методов и подходов также может улучшить удержание и понимание. Важно отметить, что интервальное повторение не является магическим решением для усвоения информации. Оно может помочь улучшить память и понимание, но все еще необходимо вкладывать усилия в изучение и разбор информации, чтобы повторение было эффективным.
В нашей современной жизни большинство из нас имеют очень мало свободного времени, чтобы уделять внимание всем происходящим вокруг нас событиям — это не самое интересное занятие, и поэтому мы часто возлагаем эту задачу на других людей, например, на новостные и информационные издания. Предпочтения к чему-то новому очень сильны, что заставляет нас заниматься тривиальными вещами, вместо того чтобы совершенствоваться. Это не лишено смысла, поскольку не обязательно запоминать и разбираться в каждой детали того, что происходит вокруг нас. Но если мы хотим понимать мир в долгосрочной перспективе, то необходимо уделять больше внимания получаемой информации. Мы должны увеличивать её качество, а не только количество, и уделять на нее больше времени, бороться со своими эмоциональными убеждениями. Важно понимать предмет обсуждения и необходимо трудиться, чтобы достичь этого понимания.
У каждого человека может быть свое собственное мнение (или его отсутствие) о том, что происходит в мире. В этот момент интеллектуальная сдержанность становится первостепенной. Лучше никогда не высказывать своё мнение на какую-либо тему, если не уверены в том, что понимаете позицию своего оппонента лучше, чем он сам. В мире существуют множество точек зрения, которые могут быть не менее обоснованными и важными, чем наше собственные, даже если они кажутся нам неправильными или несогласующимися с нашими взглядами. Кроме того, мы не можем рассчитывать на то, что наши суждения будут полностью основаны на фактах и истине. Восприятие мира, образование, культурный контекст и другие факторы могут повлиять на наши убеждения и образ мышления. Поэтому, важно постоянно совершенствовать свою эрудицию и знания, чтобы иметь возможность корректировать свое мнение в свете новых фактов, событий и информации. Интеллектуальная сдержанность является важным качеством, который позволяет нам научиться уважать других людей.
Сократ сказал: “Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого”. Трюк заключается в том, чтоб не попасться на иллюзию своего превосходства и научиться делать переоценку своим знаниям постоянно. И как говорится в словах известного психолога Альфреда Адлера: “Не освободив свой разум посредством дисциплины, невозможно достигнуть настоящей свободы”.
Надеюсь, мои мысли помогут вам сформировать свою точку зрения на любой важный для Вас вопрос.
Хотя для кого-то возможно проще принимать любую официальную идеологию или мнение уважаемого человека)