В истории России осад было много: наиболее известными, наверное, можно считать две осады Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581-1582 гг.) и шведским королем Густавом II Адольфом (1615 г.), осада Смоленска поляками (1609-1611 гг.), осада Троице-Сергиевой лавры Лжедмитрием II (1608-1610 гг.) и блокада Ленинграда войсками Гитлеровской Германии и её союзниками (1941-1944 гг.).
Последняя оказалась и самой кровавой. Но какая же осада длилась дольше всего? Как ни странно, это была осада Соловецкого монастыря, которая продлилась более 7 (!) лет.
Крепость Соловецкого монастыря
Русский север до основания Санкт-Петербурга был не самой густонаселённой территорией и находился под постоянной угрозой со стороны Швеции. В таких условиях монастыри стали играть важнейшую роль в освоении отдалённых земель: это и центры распространения веры и культуры, и центры сосредоточения экономической жизни, и мощные военные оплоты, позволяющие вести долговременную оборону от противника.
Соловецкий монастырь возник в XV веке и довольно быстро стал одним из самых влиятельных монастырей России. Расцвет монастыря в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа Колычева, который позднее стал митрополитом Московским и всея Руси (в то время своих патриархов в России ещё не было), но вскоре был отправлен в ссылку и убит из-за конфликта с Иваном Грозным.
Несмотря на трагическую историю Филиппа Колычева Соловецкий монастырь оставался влиятельным, а в виду сохраняющейся (а, скорее даже, увеличивающейся) угрозы со стороны Швеции в XVII веке продолжались работы по укреплению оборонительных сооружений обители. Кроме того, большинство монахов (а их было более 400) обладали воинскими навыками, а сам монастырь располагал припасами на случай нападения шведов.
Всем, кто интересуется фортификационной архитектурой, рекомендую съездить на Соловки: стены монастыря поражают и по сей день своим размахом. Добавьте к этому ещё и расположение на острове, ещё и в неплодородных северных землях и получите крепость, осаду которой вести врагу будет крайне тяжело, в том числе из-за огромных трудностей со снабжением для осаждающих сил.
Соловецкое сидение
По иронии судьбы осаду монастыря пришлось вести не шведам, а, собственно, войскам русского царя Алексея Михайловича.
В середине XVII века патриарх Никон начал церковные реформы, которые привели к расколу и появлению старообрядцев, которые отказались принять нововведения. Кстати, ещё одна злая ирония во всей этой истории в том, что постриг Никон принял именно на Соловках: в Свято-Троицком Анзерском скиту.
В 1657 году на фоне проводимой церковной реформы в Соловецкий монастырь были присланы новые книги, но богослужение продолжилось по старым. Из Соловецкого монастыря царю было отправлено несколько челобитных в защиту старых порядков.
В 1666 году Никон был лишен патриаршества, но его реформы не были свернуты, а, напротив, продолжали воплощаться в жизнь. В следующем году настоятелем монастыря был назначен отец Иосиф, который должен был утвердить новые порядки в обители. Однако монахи не приняли нового главу монастыря, который даже некоторое время удерживался ими, но в 1667 году всё же был выслан с Соловецких островов.
В Москве произошедшее расценили как бунт, и в 1668 году было принято решение отправить стрелецкое войско для наведения порядка в монастыре. Прибывший к монастырю в июне во главе войска Игнатий Волохов попытался убедить монахов сложить оружие, но получил отказ. При попытке войти с солдатами в монастырь был встречен артиллерийским огнём и был вынужден отступить.
Как уже говорилось, осада Соловецкого монастыря обрекает любого противника на тяжелейшие проблемы с логистикой. Волохов мог поддерживать осаду только в тёплое время года, зимой войска отходили в Карелию (Сумский острог), а часть войска, набранная из местного населения, на зиму распускалась по домам.
Также Волохов стремился нарушить коммуникации монастыря с материком, но это не давало эффекта: во-первых, сказывалось наличие припасов в обители; во-вторых, в любом монастыре есть натуральное хозяйство; в-третьих, многие местные поморы всё равно находили способы помогать осаждённым.
В таких условиях осада была обречена затянуться: к тому же, обе стороны надеялись, что конфликт как-то удастся уладить без массового кровопролития.
В 1672 году Волохов был заменен на воеводу Иевлева, численность войск была увеличена до 725 солдат. Опять же, замечу, что послать на Соловки многотысячную армию было невозможно из логистики. Иевлев так и не смог переломить ход вялотекущей осады, и осенью следующего года был заменен на Ивана Мещеринова.
В октябре 1674 года Мещеринов снова отвёл войска на материк из-за ранних холодов. Летом 1675 года, получив значительные подкрепления, Мещеринов перешёл к более активным действиям, постоянные приводили к существенным потерям у обеих сторон. В итоге воевода принял смелое решение остаться зимой на архипелаге для продолжения осады.
2 января 1676 года войска Мещеринова пошли на генеральный штурм стен монастыря и потерпели поражение, потеряв 36 человек убитыми, включая ротмистра. Показалось, что царские войска не смогут взять обитель, но в дело вмешался случай.
В середине января монах по имени Феоктист пришёл к воеводе и рассказал о способе проникновения в монастырь: рядом с одной из башен было окно, заложенное кирпичами. В ночь с 1 на 2 февраля шёл сильный снег, и, воспользовавшись плохой видимостью, Мещеринов отправил к указанному месту 50 стрельцов. Те смогли тихо разобрать кирпичи, вошли в монастырь и открыли ворота. Порядка трех десятков монахов попытались оказать сопротивление, но были убиты превосходящими силами противника.
После взятия монастыря оказалось, что большей части монахов там не было: часть ушла из монастыря, не желая воевать против царя; несколько человек были заточены за несогласие с бунтом; многие погибли в боях. Около 30 монахов были казнены на месте, других разослали по острогам русского севера.
С окончанием осады монастыря связаны ещё два любопытных момента. Во-первых, Алексею Михайловичу не было суждено узнать о взятии обители: царь скончался буквально в те же дни, что и происходила развязка осады. Во-вторых, самого Мещеринова по итогам осады судили за присвоение имущества монастыря и жестокость, и отправили в ссылку … в Соловецкий монастырь. Справедливости ради, надо сказать, что воевода довольно быстро был прощён и вернулся к службе.
Итоги
На первый взгляд, кажется, что Соловецкое восстание было обречено просто по факту: один монастырь против армии царя. Но укреплённость и удалённость обители сделали задачу для осаждавших крайне сложной, и если бы восставшие смогли привлечь больше монахов на свою сторону и среди них не нашлось бы перебежчика, то, возможно, монастырь бы и не пал — кто знает, какое бы решение было вынесено по продолжению осады после смерти царя.
Также взятие Соловецкого монастыря ознаменовало поражение сопротивления церковным реформам: старообрядчество не исчезло, но стало явным меньшинством.
Что же до Соловецкого монастыря, то обороняться от иностранного противника ему всё же довелось. Парадоксальным образом, это снова были не шведы: в 1854 году в рамках Крымской войны Соловецкий монастырь подвергся бомбардировке со стороны британской эскадры. В итоге монастырю был нанесён незначительный урон, попыток штурма британцы не предпринимали.
Автор: Денис Чернышенко, независимый автор медиагруппы Хакнем
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке