Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

Между ямбом и хореем

Оглавление

Российское светское стихосложение утверждалось в спорах между Тредиаковским и Ломоносовым. И споры эти были прям такие забористые, что не уступят современному хейту в соцсетях:

Источник: Изба Читальня, "В.К.Тредиаковский. Отец русского стихосложения."
Источник: Изба Читальня, "В.К.Тредиаковский. Отец русского стихосложения."

А спорили, вы не поверите - о том, быть ли ямбу на Руси...

-2

Тредиаковский категорически стоял за хорей, и ямб не признавал очень долго (хотя со временем примирился с ним), а Ломоносов настаивал, что русскому словесному строю свойственна силлабическая размеренность, плавность, которая может прекрасно обходиться без ритмических ударений на первый слог. Вообще то правы были оба.

Но Ломоносов победил. И тут, как и в наши дни, за плечом Тредиаковского, скромненько наматывая на пальчик конец косы и горделиво насупив бровь, стояла идея нашей самобытности (хорей - это народный песенный ритм) против влияния культурного запада.

В то время слово "культурный" можно было ещё не ставить в кавычки. Кто ж тогда мог даже подумать, что сквозь окно, которое Великий Петр так яростно рубил, воюя с Турцией, коряча корабли сквозь карельские леса и таская мужиков за бороды, мы - потомки, увидим(вопреки всем законам географии) всё тот же спорный и стратегически важный крымский клочок земли, и услышим всё тот же нежный шепоток греко-римской педерастии и злобный хамский вой демократии, уважающей только монету и зрелища.

И при всём при этом на разницу между ямбом и хореем большинству жителей России будет точно так же плевать, как и триста лет назад.

"Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить..."

Пушкинскому мажору Евгению Онегину нет дела до тонкостей культурной Евразии. Он скучает, великодушно обласканный "светом". Всё тоже, что и в наши дни.

Может зря "бились" то? Может, зря гнались за призраками европейского образования? Толку ноль.

Уважение к своим традициям и культуре - есть суть уважения к самому себе. А о каком "величии" речь, если не уважать свои традиции? Если за бороду своего человека таскать? Если иностранные языки ему как высшие навязывать и деньги чужие на своей земле усердно выращивать?

Может, хватит? Когда уже прекратится эта безумная и бессмысленная традиция мордобития и оскорблений в государстве нашем на землях многострадальных? Проевропейские обезьяны снова кричат о каком-то величии, напялив патриотический камуфляж и умывают в народной крови свои руки, но пекутся они не о народе, а своих больших капиталах.

Ведь существо разницы между державным стилем и народным всегда было и остается очевидным.

Вот хорей:

Расцве|тали| ябло|ни и| груши

Поплы|ли ту|маны| над ре|кой

Выхо|дила| на бе|рег Ка|тюша

На вы|сокий| берег| на кру|той

Разве хоть что-то изменилось за века в этой песне, песенке девичьей?

Пусть он вспомнит девушку простую
Пусть услышит, как она поёт
Пусть он Землю сбережет родную
А любовь, Катюша сбережет.

А вот ямб:

Когда|, забыв| прися|гу, по|верну|ли
В бо
ю| два ав|томат|чика| назад,
Дог
на|ли их| две ма|леньки|е пу|ли –
Всег
да |стрелял |без про|маха| комбат.

«Комбат», Ю. В. Друнина.

Наталия Артемьева