Найти тему

Восемь ног и миллион проблем

Фильмы про супергероев стали краеугольным камнем культурного цайтгайста последних пятнадцати лет. Атланты современных эпосов, эти персонажи играют мускулами публике на потеху: проявляют титаническую силу, сражают наповал лишенных глубины характера врагов, не очень смешно шутят и не забывают при этом прекрасно выглядеть. В любом случае, так можно описать львиную долю этих картин.

Однако, порой за подобные проекты берутся люди, которые делают это в первую очередь из творческих соображений, и именно их фильмы в итоге и остаются в общественной памяти. Всего несколько лет спустя никто и не вспоминает такие картины, как Капитан Марвел или Аквамен, но уже полтора десятилетия люди цитируют персонажей Темного рыцаря. А сегодня мы поговорим, как мне кажется, о лучшем супергеройском кино в истории этого жанра – нашему вниманию предстанет фильм Человек-паук 2. Но начнем немного издалека.

В философии есть такое понятие, как человеческая ситуация. Этот термин ввел в обиход французский писатель Андре Мальро в своем одноименном романе «La Condition humaine» и означает он всю совокупность аспектов человеческой жизни, как приятных нашему сердцу, так и мерзких нашей душе: любовь, зависть, взросление, смерть и т.п. Человеческая ситуация наиболее отчетливо проявляется в моменты, когда под действием внешних невзгод наш разум осознает нехватку контроля над состоянием тела и полную зависимость от условий окружающей среды. Столкновение эго с реальностью – болезненный опыт всех когда-либо живших людей – создает плодородную почву для раскрытия вымышленных персонажей. И именно это мы наблюдаем в фильме Человек-паук 2.

Люди, читавшие комиксы, не понаслышке знакомы с таким феноменом, как «Удача Паркера» – что бы Человек-паук ни делал, это всегда отрицательно сказывается на жизни ничем не примечательного Питера Паркера, бедолаги под маской, что делает паучка эталонным аутсайдером, своего рода маленьким человеком русской литературы, но только живущим в Нью-Йорке и одетым в красно-синее трико. Снимая вторую часть своей трилогии о самом известном супергерое комиксов Marvel, режиссер Сэм Рейми ни на секунду не забывал об этом феномене, ведь он понимал, что лучшим развитием событий для фильма будет поставить главного героя перед одним очевидным, но так часто ускользающим от киноделов фактом: человеку не свойственно быть супергероем, ему свойственно быть человеком.

-2

Жизнь подобного персонажа и опасна, и трудна, но в ней есть завидная простота: хороший герой спасает невинных людей от злодеев и невзгод. Сложности же возникают у человека под маской, которому приходится находиться в постоянном столкновении двух жизней. Дихотомия сверхчеловека и альтер-эго всегда увлекала читателей и зрителей: Супермен и Кларк Кент, Бэтмен и Брюс Уэйн, Железный человек и Тони Старк – людям интересно узнать, кто и зачем надел на себя плащ, и во что это ему обойдется. Но во всем этом бесчисленном выводке героев в трико Питер Паркер стоит особняком. Создавая персонажа, Стэн Ли и Стив Дитко решили совершить что-то доселе невиданное – они сделали супергероя из обычного юноши, человека без особого положения в обществе и копейки в кармане. Их гениальное решение отняло у буквального сверхчеловека статус патриция и опустило его в толпу простого народа – великая сила не наделила его ореолом элитарности, а лишь обременила огромной ответственностью. Эта самая ответственность висит на шее Питера Паркера тяжким грузом; подобно якорю она не дает главному герою уплыть в светлое будущее, в которое он, как и все мы, стремится.

В фильме Человек-паук 2 главный герой живет с последствиями трудного выбора, сделанного им в конце первого фильма – ему пришлось отказаться от любви Мэри Джейн, которую он сам любит с юных лет, дабы не ставить ее судьбу под угрозу. В конце концов, средняя продолжительность жизни дамы сердца супергероя не многим больше, чем у девушек Джеймса Бонда. Разбивая сердце ей и самому себе, Питер отпускает Мэри Джейн и продолжает быть Человеком-пауком. И все бы ничего, но не только на любовном фронте у Паркера беда: он не справляется с учебой, теряет работу, его лучший друг винит паучка в смерти своего отца, а тетя Мэй не справляется с финансовыми трудностями и чувством ответственности за гибель дяди Бена, которая на самом деле лежит на Питере. Куда уж хуже? Есть куда!

Под нескончаемым давлением жизненных проблем главный герой начинает испытывать трудности со своими суперспособностями, и эта психосоматическая утрата сил случилась совсем не вовремя, ведь на горизонте замаячил новый злодей – подобно мифическому Икару, чьи восковые крылья растаяли, когда он подлетел слишком близко к Солнцу, известный ученый доктор Отто Октавиус стал жертвой собственного эксперимента по разработке нового источника энергии на основе управляемого термоядерного синтеза. В результате собственной ошибки Отто потерял жену и попал под влияние четырех механических щупалец, чей искусственный интеллект взял контроль над ним и теперь стремится повторить эксперимент в еще большем масштабе, чего бы то ни стоило.

-3

В какой-то момент наш главный герой уже не справляется с грузом ответственности и снимает его с себя – больше он не Человек-паук, отныне есть только Питер. Ожидаемо это меняет жизнь главного героя в лучшую сторону по всем показателям, и мы как зрители безмерно рады за него. Кто бы мог подумать, что при просмотре фильма про супергероя мы будем ликовать, когда он откажется от своих сверхчеловеческих похождений и выберет жизнь простого человека. Но легкость, которую Питер ощутил, сняв с себя бремя, была временной или даже ложной, ведь бремя-то никуда и не делось, он все еще Человек-паук, как сильно ему ни хотелось бы быть просто Питером Паркером. Великая сила налагает великую ответственность – хоть наш главный герой и не хочет быть Человеком-пауком, никто другой им быть не может.

Но одними моральными дилеммами сыт не будешь – хороший фильм должен быть хорошо снят, а этот фильм снят прекрасно: сценарий Элвина Сарджента, операторская работа Билла Поупа, режиссерские решения Сэма Рейми, музыка Дэнни Элфмана, игра актеров – все это выполнено на высочайшем уровне, можете не сомневаться. Силы, любовь, талант и 200 миллионов долларов, вложенные в этот фильм, прекрасно видны на экране.

Если подвести итог, то Человек-паук 2 – это картина о том, как сложно порой разобраться с жизненными трудностями, но если найти в себе силы поступить по совести и не сломаться под ударами судьбы, почти со всем можно справиться. Каждый из нас может в какой-то степени стать героем.

-4