Найти в Дзене
Наше наследие

Верба: две стороны культового растения

В традиционной культуре славян верба (тальник, лоза, краснотал) и ива (ракита) занимают лидирующие позиции, уступая пальму первенства только дубу. В фольклористике восточных и западных славян дохристианских верований раньше всех деревьев, оживающая весной верба, пользовалась особенным почитанием. Это приписывалось великим и животворящим силам природы, сосредоточенным в дереве бога-громовника Перуна, открывающего путь весне. В народе в те времена вербу называли «Перунова лоза».

-2

И по сей день вербу связывают с поверьями, соединяющими древние языческие обряды и христианскую этику.

С вербой выходили на первую пахоту, втыкали веточки по краям поля, чтобы сберечь посевы от непогоды и града; выгоняли весной первый раз скот на пастбища, стегали его освященной вербой и приговаривали: «Как тальник не сохнет, так и вы, мои богом данные скотинки, не сохнете». Даже подойники опоясывали вербным прутом, чтобы молоко у дойных животных прибывало.

В Вербное воскресенье ветки вербы освящали в церкви, украшали лентами и цветами, а принося в дом размещали рядом с иконами в специальном сплетённом из соломы горшочке (теремке), считая, что этот священный обряд защитит от болезней, сглаза, злых чар и различных бедствий.

-3

По поверьям ветка вербы, брошенная против ветра, способна усмирить бурю, если при этом произнести правильное заклинание.

Считалось, что ветка вербы даже способна загасить огонь, так как обладает магическими свойствами; сделать счастливым брак, поэтому одно время венчались около вербных деревьев.

Верили и в то, что верба – носитель целебных качеств и в Вербное воскресенье было принято съедать несколько освященных вербных почек (распуколок, барашков), а также скармливать их скоту.

Вербу всегда соотносили с верхним миром, сакральными ценностями, продуцирующей силой и мировым древом. Верба символизировало плодородие, умножение, возрождение, солнце, небо и церковь. Объяснялось это неприхотливостью растения, живучестью, способностью приняться от воткнутых в землю веток.

Есть и обратное отношение к вербе – дереву, наказанному бесплодием за прегрешения. В этом случае верба становится формой проклятия, воплощением обмана и символом несбыточных желаний. У многих народов верба то благословенное, то проклятое дерево. Верба то гонит демонскую силу, то служит ей пристанищем («Влюбился, как чёрт в сухую вербу»). В большей степени последнее замечание относится к деревьям растущим у воды. Считалось, что именно они являются местом обитания нечистой силы, что на них «переносят» болезни и под ними хоронят заложных (нечистых) покойников.

-5

И в наше время служители церкви предупреждают, что верба, предназначенная для освящения, не должна расти вдоль оживлённых дорог, рядом с больницей, кладбищем или склоняться над текущей водой (рекой). Само дерево должно выглядеть здоровым и достаточно молодым.

Ветки с прошедших праздников в мусор выбрасывать нельзя. Их лучше пустить по течению реки (по воде) или сжечь.

***

Вербась кишти, Вербась морай (Верба пляшет, Верба поет) – почитает вербу, дающую жизненную стойкость, силу, и мордовский народ. Исследователи отмечают бытование обычая, связанного с покровительницей ветра Вармавой, которую просили принести весну. Первыми от дуновения теплого ветра пробуждались вербные почки, передавая людям послание богини. В канун праздника Вармавы устраивались вербные кушанья (эрьбань салмат).