В традиционной культуре славян верба (тальник, лоза, краснотал) и ива (ракита) занимают лидирующие позиции, уступая пальму первенства только дубу. В фольклористике восточных и западных славян дохристианских верований раньше всех деревьев, оживающая весной верба, пользовалась особенным почитанием. Это приписывалось великим и животворящим силам природы, сосредоточенным в дереве бога-громовника Перуна, открывающего путь весне. В народе в те времена вербу называли «Перунова лоза».
И по сей день вербу связывают с поверьями, соединяющими древние языческие обряды и христианскую этику.
С вербой выходили на первую пахоту, втыкали веточки по краям поля, чтобы сберечь посевы от непогоды и града; выгоняли весной первый раз скот на пастбища, стегали его освященной вербой и приговаривали: «Как тальник не сохнет, так и вы, мои богом данные скотинки, не сохнете». Даже подойники опоясывали вербным прутом, чтобы молоко у дойных животных прибывало.
В Вербное воскресенье ветки вербы освящали в церкви, украшали лентами и цветами, а принося в дом размещали рядом с иконами в специальном сплетённом из соломы горшочке (теремке), считая, что этот священный обряд защитит от болезней, сглаза, злых чар и различных бедствий.
По поверьям ветка вербы, брошенная против ветра, способна усмирить бурю, если при этом произнести правильное заклинание.
Считалось, что ветка вербы даже способна загасить огонь, так как обладает магическими свойствами; сделать счастливым брак, поэтому одно время венчались около вербных деревьев.
Верили и в то, что верба – носитель целебных качеств и в Вербное воскресенье было принято съедать несколько освященных вербных почек (распуколок, барашков), а также скармливать их скоту.
Вербу всегда соотносили с верхним миром, сакральными ценностями, продуцирующей силой и мировым древом. Верба символизировало плодородие, умножение, возрождение, солнце, небо и церковь. Объяснялось это неприхотливостью растения, живучестью, способностью приняться от воткнутых в землю веток.
Есть и обратное отношение к вербе – дереву, наказанному бесплодием за прегрешения. В этом случае верба становится формой проклятия, воплощением обмана и символом несбыточных желаний. У многих народов верба то благословенное, то проклятое дерево. Верба то гонит демонскую силу, то служит ей пристанищем («Влюбился, как чёрт в сухую вербу»). В большей степени последнее замечание относится к деревьям растущим у воды. Считалось, что именно они являются местом обитания нечистой силы, что на них «переносят» болезни и под ними хоронят заложных (нечистых) покойников.
И в наше время служители церкви предупреждают, что верба, предназначенная для освящения, не должна расти вдоль оживлённых дорог, рядом с больницей, кладбищем или склоняться над текущей водой (рекой). Само дерево должно выглядеть здоровым и достаточно молодым.
Ветки с прошедших праздников в мусор выбрасывать нельзя. Их лучше пустить по течению реки (по воде) или сжечь.
***
Вербась кишти, Вербась морай (Верба пляшет, Верба поет) – почитает вербу, дающую жизненную стойкость, силу, и мордовский народ. Исследователи отмечают бытование обычая, связанного с покровительницей ветра Вармавой, которую просили принести весну. Первыми от дуновения теплого ветра пробуждались вербные почки, передавая людям послание богини. В канун праздника Вармавы устраивались вербные кушанья (эрьбань салмат).