Найти тему

Обаяние великой Фаины

Сейчас таких талантов просто нет

Иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Предпоследняя неделя марта прошла под обаянием личности Фаины Раневской, воистину народной артистки, получившей всеобщую любовь и признание задолго до официального подтверждения самого высокого актерского статуса в СССР. Ей воздали должное не только Первый и «Культура», но и другие каналы — показывали фильмы с ее участием, отрывки из спектаклей, кусочки из редких интервью. Главным событием стал сериал «Раневская», где талантливая дочь талантливых родителей (известного художника и невероятно органичной лицедейки (вспомните хотя бы ее ламбаду в «Морячке») Мариэтта Цигаль-Полищук сыграла, как она сама признавалась, написанного в сценарии персонажа, где фантазия сочеталась с некоторыми реальными фактами биографии. Но сделала это так достойно, с таким пиететом к гениально-особенному профессионалу и умному, доброму, свободному и печально-одинокому человеку, что сама стала в последующие дни после восьмисерийного фильма той артисткой, с которой хочется встречаться и в различных ролях, и в интервью.

Невольно мне вспомнились те приятные моменты, когда, не будучи лично знакомой с Фаиной Георгиевной, я несколько раз словно ощутила ее присутствие через рассказы о ней двух людей. Один из них бывал у нее в гостях, другой работал в том же театре, общался часто и с взаимной симпатией.

С Николаем Посниковым, уфимским фотохудожником, запечатлевшим звезд мирового и советского кино в портретах, которыми они дорожили и гордились, беседовала в июне 2001 года. Разглядывала его коллекцию из многих сотен пленок и фотокадров, где герои один знаменитее другого: Рина Зеленая и Игорь Ильинский, Софи Лорен и Алла Ларионова, Джина Лоллобриджида и Лино Вентура, Марина Влади и Владимир Высоцкий, Александр Вертинский и Сергей Мартинсон… И, конечно, Фаина Раневская, чей уникальный снимок он подарил актрисе после легендарного спектакля театра имени Моссовета «Дальше — тишина», где вместе с Ростиславом Пляттом она творила чудо то ли театрального искусства, то ли жизненной трагедии.

Об актрисе Николай Посников рассказывал с особым трепетом. Воспроизведу отрывок из того интервью.

«…Искусство ее он высоко ценил как большой любитель театра, а поскольку был знаком с ней, получил приглашение в гости. Вместе со своим приятелем-москвичом Константином Климовичем они протянули Фаине Георгиевне два огромных букета пионов.

— Вы что, обалдели? — приветствовала их Раневская. — Сумасшедшие деньги.

— Разве можно без цветов к женщине? — смутился Николай.

— Ах, я давно уже не женщина! — лукаво улыбнулась Фаина Георгиевна.

А на вопрос, почему в прежние годы сменила несколько театров, ответила:

— Искала настоящее искусство.

— И нашли? — спросили гости.

— Конечно! В Третьяковской галерее».

С другим моим собеседником виделась гораздо чаще, чем с Николаем, — это заместитель директора по зрителю театра имени Моссовета Валентин Маркович Школьников. При его жизни встречались, когда доводилось одной или с мужем бывать в Москве. В 1976 году с ним и его женой Марьяной Михайловной познакомились у моря, на отдыхе и с тех пор приятельствовали больше трех десятилетий. Пытаюсь вычленить из наших разговоров то, что касалось Фаины Георгиевны, о которой если упоминалось, то с великим уважением и сердечным теплом. Вообще, Школьниковы, люди эрудированные, глубоко порядочные, с чувством юмора, были для нас добрыми старшими товарищами, от кого и совет можно получить, и узнать для себя что-то новое, интересное. Валентин Маркович сам не переставал учиться, хотя давно преподавал студентам основы театрального дела.

Помнится, в «Советском экране», кажется, показала ему несколько напечатанных остроумных реплик Раневской. Он на это заметил, что иногда ей приписывают шутки Ростислава Плятта или Алексея Консовского, а она в этом совершенно не нуждается, у нее своих хватает, и все экспромтом. Бывает, что на один и тот же вопрос разным людям отвечает по-разному, но всегда одинаково остроумно. Это, кстати, я тоже наблюдала, когда гораздо позже своей опубликованной беседы с Посниковым в какой-то заметке центральной прессы увидела ее ответ на вопрос о причине смены в былые годы театров: «Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия».

В 2005 году, к сожалению, уже после того, как Валентина Школьникова не стало, его жена довела до конца то, что он не успел: издала книжку, которую он написал, но не увидел напечатанной. Она называется «За кулисами театра», в симпатичной обложке с фотографией, на которой Фаина Георгиевна поздравляет Валентина Марковича с тогда еще молодым его 50-летним юбилеем — 10 октября 1977 года. Я вновь перелистала эту небольшую, со вкусом оформленную и с любовью к товарищам по «цеху» написанную почти что биографию театра. Но только в лицах — две главки о Раневской, по одной — о Юрии Завадском, о Вере Марецкой, Ростиславе Плятте, Любови Орловой, Леониде Маркове, Николае Мордвинове, Михаиле Погоржельском, Вадиме Бероеве и других артистах, с кем автор был более близок. Что касается Фаины Георгиевны, то он пишет про свои административные обязанности, которые требовали к ней — согласно ее преклонному возрасту и болезням — особой заботы и внимания. В результате лучше узнали друг друга, прониклись добрым отношением, благодарностью, радостью общения, стали не просто коллегами, а близкими людьми.

Кое-что из книжечки Школьникова о Раневской хочу здесь привести.

Замечательный пианист Святослав Рихтер прислал ей свое фото с подписью: «Великой Фаине с любовью». Она была потрясена и обескуражена, когда посланник передал ей с этими словами снимок, но не растерялась и тут же подписала свой фотопортрет: «Гениальному Рихтеру от коленопреклоненной Раневской».

Кроме фотографий Ахматовой, Цветаевой, Улановой, Шостаковича, Щепкиной-Куперник, Маяковского, Пастернака, Хемингуэя на туалетном столике, рядом с зеркалом, многочисленные портреты Пушкина. Ее свидетельство: «Самое большое мое счастье — читать, перечитывать Пушкина. Что бы я делала без него?», «Пушкин — планета!»

Художник Иосиф Игин вспоминал, как во время одного из визитов к Раневской раздался телефонный звонок. Услышав кого-то, с кем не хотелось разговаривать, она произнесла: «Извините, я не могу продолжать разговор. Я звоню из автомата, а здесь большая очередь».

Раневская поскользнулась на улице и упала. «Граждане, помогите! Такие актеры на дороге не валяются!» — грустно сказала Фаина Георгиевна.

«Фаина Георгиевна, у вас в этом году юбилей. Давайте устроим праздник!» — «Нет, не хочу! Боюсь, что все хорошие слова скажут на юбилее, а на панихиду ничего не оставят!..»

Недавно во время еженедельной телепередачи «Агора» ее ведущий Михаил Швыдкой обратился к своим гостям-экспертам с вопросом, почему в последние пару лет стали так востребованы сериалы и фильмы об известных личностях. Кто-то стал искать аналоги в прошлых временах, кто-то приводил высказывания философов, а кто-то произнес очень четко: потому что сейчас таких талантов, таких гениев просто нет. Мне этот ответ показался справедливым. Один из последних аргументов — Раневская. Перед этим — Шаляпин. Как написал телеобозреватель газеты «Московский комсомолец», в сериале о великом певце ему не хватило истинного голоса, второго такого больше нет: каким бы сильным, красивым басом ни обладал Ильдар Абдразаков — к гениальному Шаляпину никто даже близко не подойдет.

Нечто подобное почувствовала поздним вечером в юбилейную дату Святослава Рихтера, когда по каналу «Культура» показали о нем прекрасный документальный фильм и в кадры счастливо попали куски из концертов мастера, где он играл Шуберта и Шумана. Не могу даже передать, что это была за музыка. Она поднималась куда-то в небеса и в то же время будто жила в твоей душе. Знаю, что такое звуки симфонического оркестра, когда находишься в зале, как они пробирают до сердечных глубин, но Рихтер даже через стекло, через экран телевизора уносил к звездам.

Похожее впечатление возникало несколько иного плана, когда в юбилей Леонида Утесова повторили с ним большое интервью. Он исполнял песни, которые сам сочинил, читал собственные стихи, и даже не верилось, что перед нами самородок, без специального музыкального образования, такой глубокий, тонкий и так понимающий людей, что они спустя десятилетия после его ухода по-прежнему благодарно платят ему бесконечной любовью и преданностью.

Думается, что личности в культуре, науке, искусстве не могут пропасть в безвестности. Каждую крупицу их великого наследия надо пытаться сберечь и оставить потомкам.

Автор: Алла ДОКУЧАЕВА