Найти в Дзене
Алексей Лебедев

Рассказ: "День рождения"

Бобик праздновал свой шестой день рождения. За день до этого были доставлены какие-то таинственные пакеты. Всё предвещало, что этот день рождения пройдёт прекрасно. Фрося и девушки были возбуждены, из кухни пахло ванилью, изумительные торты стояли, как солдаты на параде, в ряд. Утром мама, няня и Бобик отправились в церковь к службе. Бобик получил возможность зажечь огромную свечу у иконы Богородицы. Он преклонил колена, перекрестился, поблагодарил Богородицу за всё хорошее, что Она ему подарила, и обещал, – в который уже раз, – быть послушным.

Потом он целовал икону, а после службы целовал руку попа и крест, который тот ему протянул, взял освященный хлеб и съел его. После этого все молча и радостно пошли домой.

В игровой комнате Бобика появилась великолепная железная дорога с рельсами, семафорами, станциями, мостами и домиками. Он был благодарен маме, няне, Фросе и Александру, а также маленькой сестрёнке, к которой понемногу привык.

К обеду были приглашены взрослые, соседи из ближайших имений. Среди них был хозяин Старого Гиреева, старый казачий генерал, дядя Иван Тарлецкий, которого Бобик любил нутром, потому что тот говорил с Бобиком «от человека к человеку». Была и его молодая третья жена Лёля, капризная дама, в которой, кроме дорогих украшений не было ничего ценного.

Пришел сын дяди Ивана Саша, красивый молодой человек с моноклем, занятый только собой, вместе со своей картинно красивой женой Марусей. Мама и Бобик любили Марусю, несмотря на её сумасшедшие выходки. Это были ближайшие соседи, и Маруся почти ежедневно появлялась в Белом Доме, поскольку скучала с Сашей. В сундуках Старого Замка она выкапывала разные древние одежды, некогда принадлежавшие каким-то прабабушкам и пратётушкам, и несколько лет развлекалась, наряжаясь в них. ….

Переодевшись, она порхала, например, в кринолине (стиль рококо), или узком глубоко декольтированном бидермайеровском платье, или в пёстром фраке и кружевном жабо, а то выряжалась «звездочётом» или «пастушком», и при этом всегда разыгрывала соответствующую роль. Маруся всегда была расположена посмеяться, и не было такой глупости, которой она бы не придумала и в которой не приняла бы живейшее участие. Поздравлять Бобика она прибыла в костюме плюшевого мишки, который сама выкроила и сшила из дорогого одеяла. Няня тихо заворчала, когда это увидела, и сказала Бобику:

– Этак, она всё имущество в трубу пустит, только одни глупости, никаких серьёзных мыслей!

Была также княгиня Кутузова вместе со своим необъятным, всегда молчаливым мужем. У него не было возможности вставить слово, потому что княгиня говорила непрерывно, всё время что-либо ругая: политику, царя, революционеров, литературу или своего мужа. Бобик её боялся. Её, однако, нужно было приглашать, потому что она была соседкой и в противном случае она могла лопнуть от зависти. Все, кроме Маруси, боялись её злого языка.

Случайным гостем была первая жена дяди Ивана, княгиня Молдивани, со своим сыном, каждый год посещавшая дядю Ивана. Он галантно целовал ей руку и говорил: «On revient toujours – ses premiers amours». – Это была дородная брюзгливая краснолицая дама, зашнурованная в корсет, из которого выпирали груди.

Бобик в качестве юбиляра сидел на конце стола. По правую руку от него княгиня Молдивани, с которой он должен был, к обоюдному сожалению, поддерживать разговор. По левую руку от него была Маруся в костюме мишки, которая дурачилась, рычала, как медведь, и не говорила ни слова.

Было много прекрасных закусок, крепких вин и водки. Александр, наряженный в парадный мундир, должен был помогать девушкам в обслуживании гостей. Большой и статный Александр был, без сомнения, самым красивым и интересным мужчиной в этой компании. Пурпурная княгиня всё снова и снова пыталась привлечь его внимание. Ей всё время от него что-нибудь требовалось. Он всё подавал, как и положено, не поднимая на неё взгляда.

Княгиня ела важно, не снимая белых кожаных перчаток, которые, однако, не выглядели девственно-белыми, как с неприязнью отметил Бобик. И тут нечто произошло. Подавали жаркое. Гости благодаря прекрасным кушаньям и крепкому вину оживились и громко беседовали. В кратчайшее мгновение княгиня двумя руками взялась за свой корсаж и сделала всем телом несколько движений туда-сюда. Бобик отчётливо видел, что она оттягивала корсет.

– Мама, мама, – закричал он на другой конец стола, – тётя сейчас воздух испортила! Она воздух выпустила!

Моментально наступила гробовая тишина. Мама покраснела. Княгиня то бледнела, то краснела. Саша украдкой хихикал. Дядя Иван, сидевший на другом конце стола рядом с мамой, радостно улыбался. Было заметно, что сообщение доставило ему удовольствие. Бобик догадался, что он опять что-то неправильно сделал, и покраснел. Маруся, до этого игравшая роль медведя, попробовала спасти ситуацию.

– Но ты же не можешь этого знать, Бобик!

– Нет, нет, тётя Маруся, я знаю это точно, я совершенно отчётливо всё видел, она сделала вот так, – и он очень смешно воспроизвёл все движения происшедшего корсето-освобождения, – сначала глаза застывают, а лицо равнодушное, как будто ничего не происходит, потом поднимается грудь и лицо краснеет, а потом, когда эта штука открывается, тогда пускают тихонько воздух и облегчаются. Бабушка всегда так делает, когда много поест. Она мне даже это показывала. А эту штуку из костей я в комнате у бабушки видел и даже сам надевал.

Дамы онемели. Господа же, и в первую очередь дядя Иван, начали ошалело смеяться. Саша и сын княгини смеялись так свободно и громко, что захлебнулись и закашлялись. Бобик начал было чувствовать себя героем дня, но неожиданно услышал строгий мамин голос:

– Бобик, пожалуйста, покинь комнату и иди к себе наверх! – Бобик огляделся в поисках помощи, но никто маме не возразил. Он встал, слёзы текли по щекам, и отправился к няне.

– Что с тобой, моё золотце, почему ты плачешь?

– Они меня выгнали из-за стола, у-у-у, из-за того, что эта противная толстая, красная первая жена дяди Ивана освободила свой корсет. На моём же дне рождения меня же выгнали из-за стола! – и он, больше не сдерживаясь, заплакал во весь голос. Няня его обняла и стала успокаивать, сунула ему конфетку. Бобик сел и надулся. Что же он сделал неправильно?

Через некоторое время к ним поднялась Маруся. Её слова звучали серьёзно. Поэтому в костюме мишки она выглядела глупо.

– Ты хорошо сделал, Бобик, что этому противному толстому крокодилу правду сказал. Поздравляю!

Тут пришла мама, она была всё ещё более серьёзная и сердитая.

– Как ты мог так поступить, Бобик, оскорбить гостя в своём доме?!

– Но я никого не оскорблял. Я только сказал то, что было. Ведь это же была правда!

– Она к нам больше не придёт.

– Ей и не обязательно к нам приходить, мы её вовсе не хотим видеть, и дядя Иван не хочет, чтобы она к нему приходила. И тётя Лёля, и тётя Маруся тоже не хотят! – Ядвига не нашла, что сказать и вышла. Бобик обратился к няне:

– Это же была правда. Что же я сделал неправильно? Тётя Маруся говорит, что это было хорошо, даже очень хорошо, а мама сердится! И всё из-за этого старухиного китовоусового корсета! – и он всерьёз разозлился.

Позже в его комнату к нему пришли Саша и сын княгини. У них были красные лица. Оба разговаривали и смеялись очень громко, и пошатывались. Они погладили Бобика по голове и сказали:

– Ты это блестяще выполнил, братец, это ты забил прямо в лузу. И как тебе такое удалось?! Превосходно!

Тут они увидели железную дорогу, встали на колени и стали всё осматривать и ощупывать. Саша взял новый «с иголочки» локомотив и поднял его. Через некоторое время локомотив сказал «крак!» и испустил свой механический дух. Как это бывает, Бобик знал по другим механическим игрушкам.

За это ему бы полагалась ругань, шлепки и стояние в углу. Оба взрослых выглядели ужасно смущенными. Они бы, наверное, с удовольствием убежали, но не могли сделать этого, потому что всё произошло при Бобике. Они поставили локомотив на рельсы и подтолкнули его пальцем, чтобы он поехал, но он не поехал.

– Да-а, братец, такие дела! – сказал сын княгини, – он сломался и ездить не будет. Жалко! Ну, будь здоров! – и они вышли из комнаты. Бобик подошел с локомотивом к няне.

– Он умер, они его перекрутили!

– И что это взрослые вздумали играть?! – заворчала няня.

– Это был мой шестой день рождения, – грустно думал Бобик, – как всё было подготовлено, и мы помолились, и поблагодарили за всё, и толстую свечку зажгли! И что же из этого всего вышло?!

----

Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.

Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.

#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать #воспоминанияодетстве #лебедевад #лебедевалексейдмитриевич