ПРЕДИСЛОВИЕ
На моём великолепном жировеле или просто Жирике с завода стояла трансмиссия, обрубающая его возможности — однорядка с кассетой 12-32. То есть спереди (меж педалей, на каретке) стояла одна звезда на 38 зубьев, сзади — кассета на 8 звёзд, от 32 (первая передача) до 12 зубьев (восьмая передача). Не было ни понижающей, ни даже прямой передачи, чтобы сделать рывок силой — лишь повышающие.
Видно, как сильно выбран натяг переключателя даже на вполне безобидной 4-й передаче — аж чуть вперёд разложился:
Через полгода с небольшим назрел ремонт трансмиссии. Ездил я довольно агрессивно, намотать 50 км, из них половину по песчаным дорогам, было утренней прогулкой. Результатом были бронзовый загар, греющие душу фотографии советской рельсовой техники и укатанная в кошмар цепь. Вот одна из фотографий — автомотри́сы АЧ2 сообщением Фаянсовая — Брянск, сейчас ни самих мотри́с (в 2020 году списаны), ни Чехословакии, где их сделали:
Цепь я при первом писке промывал в керосине и пропитывал разогретой осернённой смазкой ОСп, которую заливают в тяговые редукторы локомотивов. О них я писал тут:
Однако для работающей на песчаных дорогах велоцепи это густое масло подходит плохо — оно собирало на себя весь песок, превращаясь в абразивную пасту. Плюс металл родных звёзд был не очень, от китайско-японского дядюшки Ляо Ши Ма Но, и песок его съедал нещадно.
В итоге попытка поставить примерно через 2500 км пробега другую цепь и ездить в две цепи (поочерёдно) потерпела фиаско — цепь безнадёжно стреляла (проскакивала) с пятой передачи, на четвёртой ехать было можно, но что толку? Не держали пожёванные песком звёзды свежую цепь с полнотелыми роликами...
В итоге одним махом уложил двух зайцев — не просто заменил трансмиссию, а поставил многорядную. Спереди поставил систему 40-30-22, сзади — гибрид из родной кассеты 12-32 и новой 11-36. Передаточные числа пересчитал с учётом опыта езды на Жирике, о методике я рассказывал:
Там же рассказано, какие втулки позволяют собрать произвольный «шашлык» из нужных звёзд.
Встала проблема — как переключать ряды? Низшая передача 36:30 (1,2) против родной 32:38 (0,84) — почти полуторный рост тяги, Жириновский стал залезать на бордюры как по ровному, высшая передача тоже чуть поднялась — стало легче давать гари с горы. А это иногда надо, например, чтобы успеть проскочить знакомый светофор с долгим циклом. 22-я звезда и вовсе не у дел.
УСТАНОВКА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ
Но как перекидывать с 30-й звезды на 40-ю? Обычный переключатель не поставить — у жиробайков сообразно широченному колесу широченная каретка, с длиной оси 168...173 мм, а то и больше — против обычных 118 мм. Поставленный на раму переключатель просто не достанет до звёзд.
Как я решил вопрос — это кошмар и святотатство:
Просверлил подседельную трубу рамы (4 отверстия по 5 мм), повесил на раму кусок трубы и на него поставил переключатель. Для троса изготовил хомут:
И это всё проработало 4 года. Рамка висела далеко от звёзд, поэтому переключения были нечёткими, повышайку с понижайкой приходилось искать как на советском автобусе ЛАЗ-699 при разбитой кулисе переключения передач (поэтому была поставлена поворотная манетка), но всё же этот эрзац-вариант работал:
И вот старая трансмиссия отжила своё, новую стальную систему 40-30-22 за разумные деньги уже не купить, пришлось взять 42-32-22 и поставить на неё высшую звезду на 38, превратив в 38-32-22. Звезда меньше — рамка от неё ещё дальше, плюс переключатель уже совсем устал — ездить стало невозможно, особенно зимой, когда смазка в трещотке стынет и цепь собирается в кучу на системе.
Я обратил взор на переключатели, которые ставятся под каретку стандарта BSA, а не на раму. Заказал FD-M410E для систем на 42 зуба максимум, вот он пришёл, в магазине примеряю к старой каретке:
Правда, с обратной стороны есть 2 выступа, защищающие от проворота — они должны попасть в прорези на стакане рамы:
Воспользовавшись тем, что я перевернул вел и висящая на нём велоодежда лежит на полу, кошка решила в ней погреться:
А я снял шатуны, выкрутил каретку (она сидела на масле и краске, поэтому не приржавела совершенно) и, примерив переклюк, сделал на стакане прорезь под выступ:
Разные части рамы испытывают разные нагрузки. Нжняя труба и нижние перья работают в основном на растяжение, верхняя труба и верхние перья — на сжатие. Подседельная труба в основном испытывает небольшие нагрузки на сжатие и изгиб — поэтому я её сверлил без особых опасений.
Стакан каретки тоже работает на сжатие, но края в этом практически не участвуют, поэтому 2 неглубоких прорези ему повредят ещё меньше, чем подседельной трубе — 4 мелких отверстия.
Вот сделаны обе прорези, каретка вкручена:
Вылез один неприятный момент: металл переключателя довольно толстый, а бурт каретки ложится на него сверху, поэтому каретка и шатуны сместились вправо. Между левым шатуном и рамой зазор сократился до неприличного:
Теперь на высшем ряду третья передача явно станет нерабочей — раньше она работала хорошо и иногда использовалась, а теперь перекос цепи на 3-3 будет слишком велик. Но это не особо страшно.
Осталось зажать в переключателе тросик, отрегулировать упорные винты — и можно ехать на испытания:
В итоге пришлось менять манетку — старая поворотная не держала новую мощную пружину переключателя, поставил курковую. Но теперь искать передачи не надо, переключения чёткие, поэтому что ни случается — всё к лучшему.
С высшей звездой 38Т вместо 40Т скорости ощутимо упали, поэтому вместо стоящих сейчас на 6-й и 7-й передачах 17Т и 15Т поставлю 16Т и 14Т — вернусь к заводским передаточным числам. Но в совершенно новом качестве. Во-первых, звёзды титановые с Али, за год на них никаких следов износа.
Во-вторых, теперь в трансмиссии больше передач, что намного удобнее и при необходимости позволяет ездить даже при сильно грязной или изношенной цепи — переключение рядов позволяет поддерживать натяжение цепи, многолетний опыт показывает, что это важно.
Использование многорядной трансмиссии вместо однорядной позволяет выбросить из цепи несколько звеньев, хоть это и не по регламенту, что улучшает натяжение цепи. А это здорово помогает против проскакивания. Кто-то готов каждый год отдавать 400-500 зелёных за замену изношенной трансмиссии 1-11 или 1-12 с узкой цепью, тонкие ролики которой очень не любят песок, я же лучше раз в 3 года отдам 150-200 за 3-8.
Главное — быть уверенным в своём аппарате и ездить безопасно!