Евгений Переверзев
Рассказ
День был прекрасно морозным, под ногами похрустывали хрупкие искрящиеся ворсинки белого ковра, набитого пушистыми хлопьями. Они празднично кружились в своих хороводах, перемешивая себя и людей под щедрым снежным голубым небом. Солнце заигрывающе слепило глаза, подсвечивая пьянящую перспективу полной свободы, обычно приходящей для граждан в субботнее утро.
Слава сделал домашние закупки на ближайшем рынке, свернул в длинный ряд, где должны были на арендованной точке стоять Андрюха с Виталиком.
- Привет академикам вчерашнего дня, титанам отечественного бизнеса! – он любил подшучивать над своими приятелями-одноклассниками.
Все стянули с правых рук перчатки и поздоровались.
Прошлой ночью они вместе разгружали большой крытый КАМАЗ с товаром, пихая тюки в пустующий гараж отца Виталика. Слава, окончивший мед и работавший врачом на «скорой помощи», периодически помогал своим товарищам, которые после политеха забросили свои дипломы на дальние полки и организовали ТОО «Евростандарт».
Как-то Слава спросил у них:
- А почему «Евростандарт»?
- Это как евророзетка с евроремонтом... Понимаешь? Бренд. Знак качества. А у нас «Евростандарт».
- То есть тот случайный ликвидно-неликвидный товар, который вы то меняете по бартеру, то перепродаёте имеет европейский стандарт качества?
- А ты как думал! – засмеялся Андрей.
На этот раз не состоявшиеся два инженера, один в области полигонных установок, а другой автоматизированного производства, продавали на территории открытого рынка туалетную бумагу Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, разгруженную ночью, прикрывая её полиэтиленовой плёнкой от падающего снега.
- А это что у вас? – показал глазами подошедший Слава на пакет, лежащий рядом на гнутом металлическом прилавке.
- Да это у меня, - Андрей развернул для наглядности поклажу, - дома лампочка перегорела. Забежал в электротовары с утра, взял сразу десять штук, чтобы потом не искать. Дефицит!
- Сыночки, - к прилавку подошла старушка, - почём же ваш товар?
- Туалетная бумага, бабуль? – сразу повеселел новому покупателю Виталик.
- Да нет. Лампочки…
- Бабушка, так Вы… - было начал Слава.
- Бабуль, по 260 рублей за лампочку 150 ватт, - быстро перебил Андрей, зыркнув на приятеля глазами, в которых бегущей строкой читалось: «ты куда лезешь, умник?!» И уже улыбчиво, смотря на пожилую женщину, добавил, - последние десять штук остались, забирайте. Ходовой товар сегодня!
- Дайте мне парочку, сыночки, - полезла за кошельком старушка. – Дай вам Бог здоровья!
С трудом дождавшись ухода покупательницы, Андрей выпалил:
- Ну, ты даёшь! Не быть тебе коммерсантом!
- Это точно! Перепродать две лампочки старушке – на это у меня ума не хватит! Ты их за сколько взял-то?
- По 230 рублей за штуку.
- Стало быть, сейчас заработал целых 60 рублей! Потрясающая прибыль «Евростандарта»! Целых 230 граммов картошки! – тут же примерил Славка выручку к купленным продуктам в своей сумке. - Что тебе с неё? Две лампочки – не КАМАЗ туалетной бумаги! Между ними же целая пропасть…
- Не в лампочке дело, – сразу перехватил упрёк Андрей. - Тут главное – мышление. Если ты способен из всего сделать деньги, если мозг заточен на извлечении прибыли, даже копеечной, значит, мыслишь в правильном направлении.
- А если нет?
- Выкидыш истории.
- Н-да-а, - потянул Слава, и после паузы, разделившей друзей, добавил, - Поверь доктору: не лампочкой единой жив человек и не рулоном туалетной бумаги. Только помощь ближнему спасёт этот мир.
- От тебя с твоей философией «красного креста» скоро жена молодая уйдёт, если сможет, конечно, передвигать ногами от голода.
- Тогда по любому не уйдёт! – уже смеялся Славка. - Ладно, рокфеллеры, напишите тут на прилавке что-нибудь для потомков о смысле жизни. А лучше, вон, на туалетной бумаге… Пойду я от вас. Будут сложности – звоните. Они снова стянули перчатки теперь уже для прощания …
Славка направился домой. Теперь солнце светило ему в спину, отчего он мог с полным удовольствием смотреть на искрящийся новый день широко открытыми глазами.